Ценности и ценностные ориентации руководителей регулируют поведение личности в определенных социальных условиях, задавая ей темп и определенную направленность, именно поэтому так важно знать какими ценностями руководствуется руководитель в организации при решении тех или иных проблем.
Целью в исследовании ценностных ориентаций руководителей стало выявление различий в терминальных и инструментальных ценностях руководителей среднего и низового звена. Для этого было проведено исследование на базе ОАО «ЕЛАЗ» в городе Елабуга, испытуемыми которого стали управленцы среднего и низового звена, а именно «мастера», «начальники отделов», а так же их заместители.
Гипотезой исследование является: выявление различий в ценностных ориентациях среднего и низового звена.
Для определения более предпочитаемых ценностей руководителями двух звеньев были проведены методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) и методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Были выявлены наиболее значимые терминальные и инструментальные ценности.
Затем, после выявления терминальных и инструментальных ценностей были подсчитаны средние значения результатов выбора руководителей и выявлены различия с помощью математического метода статистикой обработки t-критерия Стьюдента.
В результате обработки данных с помощью t - критерия Стьюдента по двум методикам выяснилось, что управленцы среднего и низового звена имеют различные инструментальные и терминальные ценности. А следовательно гипотеза, поставленная в начале исследования подтвердилась.
Различия в ценностных ориентация руководителей среднего и низового звена, прежде всего, связаны с тем, что руководители имеют разное социальное положение и разные должностные инструкции, а так же обязанности и полномочия.