Подавляющее большинство пишущих о зависти оценивают это чувство как однозначно отрицательное, как порок, с которым необходимо бороться. Однако наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, имеется и другой подход, когда зависть рассматривается как проявление мотивации достижения. Проведенное исследование направлено на определение того является ли зависть двигателем совершенствования личности, либо наоборот препятствием для самоактуализации.
В выборку вошли студенты факультета психологии и педагогики 4 курса в количестве 30 человек. Исследование проводилось по следующим методикам: анкета «Завистливы ли вы?», опросник САМОАЛ (А.В. Лазуркина в адаптации Н.Ф.Калина). У 56,7% испытуемых выявлен низкий уровень зависти. Для таких людей зависть практически не свойственна, они радуются жизни, наслаждаясь тем, что у них есть, а не горюют о том, чего нет. Для 43,3% испытуемых характерен средний уровень зависти. Зависть для них это стимул для соревнования с другим человеком. Высокий уровень зависти в данной выборке испытуемых не был выявлен.
По всем шкалам опросника САМОАЛ доминирующим является средний уровень. Это означает, что данная выборка студентов стремится к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
С целью определения взаимосвязи между показателями, полученными по анкете «Завистливы ли вы?» и опросником САМОАЛ был проведен корреляционный анализ. Корреляционный анализ обнаружил статистически достоверные связи между показателями зависти и шкалой ценностей (r=-0,49) и шкалой креативности (r=-0,37). Это говорит о том, что при увеличении уровня зависти, стремление к доминированию у человека ценностей характерных для самоактуализирующейся личности уменьшается. То же можно сказать и про стремление к творческому подходу ко всему окружающему. Также обнаружена статистически достоверная связь между завистью и шкалой аутосимпатия (r=0,46). Это говорит о том, что при увеличении уровня зависти, увеличивается показатель аутосимпатии в сторону самоуверенности, завышенной самооценки и т.д.