ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА У МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА У МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Феномен лидерства необходимо рассматривать в рамках гендерной психологии, так как гендерные стереотипы определяют поведение в личной жизни, в процессе межличностного взаимодействия, в профессиональной сфере и многих других.

В качестве выборки испытуемых выступили студенты 3 и 4 курса физико-математического факультета, в количестве 60 человек - 30 девушек и 30 юношей. В исследовании были использованы методика «Диагностика лидерских способностей» (Е.Жариков, Е.Крушельницкий), тест «Маскулинность-фемининность» С. Бем и анкета лидера Т. Бендас.

В ходе исследования обнаружено, что по сравнению с юношами, девушки обладают более высокими лидерскими способностями, проявляют себе как уверенные, доминантные, упорные личности. Следовательно, девушки стали чаще занимать лидирующее положение в различных сферах жизни. Тем не менее, несмотря на частоту появления девушек-лидеров, важно отметить, что между юношами и девушками не существует различий в проявлении изучаемого феномена (tэмп= 0,02; tкр= 1,67 на p≤0,05) .

Среди юношей больше преобладает андрогинный тип личности, чем среди девушек. Такой факт снижает количество юношей, соответствующих своему гендерному типу, но позволяет им оценивать себя с точки зрения своего и противоположного пола. Результаты исследования показали, что девушек маскулинного типа больше, чем юношей фемининного. Поэтому изменение гендерной идентичности в современном обществе больше характерно женскому полу. Значимые различия по показателям маскулинности и фемининности между юношами и девушками не обнаружены (tэмп = -0,34; tкр= 1,67 на p≤0,05). Это говорит о том, что проявление данных типов не будет отличаться у представителей мужского и женского пола.

При анализе анкеты использовался 3 блок вопросов, касающихся двух ценностей - семьи (личной жизни) и карьеры, одобрения - неодобрения лидерства окружающими. Юноши придают высокую ценность семейным отношениям, готовы отказываться от реализации своих личных потребностей, ради построения и развития благополучных семейных отношений. Девушки предпочитают не разделять данные ценности, и определяют их как наиболее важные. Соответственно, девушкам важно реализовывать свои потребности, как в сфере семьи, так и в рабочей сфере. Тем самым важно отметить, что современной молодежью отвергается стереотип о том, что мужчина должен заниматься карьерой, а женщина - семьей. Следовательно, девушки выбирают карьеру как одну из важнейших ценностей чаще, чем юноши. Юноши считают главной ценностью семью чаще, чем девушки.

В зависимости от того, какой тип гендерной личности проявляется у человека, происходит выбор ценностей, например между карьерой и семьей. Человек с фемининным типом скорее всего выберет семью как одну из важнейших ценностей, а маскулинный тип предполагает выбор карьеры и лидерских позиций.

Коэффициент корреляции Пирсона между показателями лидерских способностей и показателями маскулинности/фемининности показал, лидерские способности проявляются у юношей с высоким показателем маскулинности (r=0,57), а у девушек с низким показателем фемининности (r=-0,60). Юноши идентифицируют себя со своим гендерным типом и реализуют присущую им гендерную роль. Девушкам для соответствия лидерской роли необходимо меньше проявлять качества фемининного типа, больше развивать качества маскулинного. При выборе лидерской роли юноши строят свое поведение согласно гендерному стереотипу о мужском лидерстве, а девушки-лидеры развивают в себе тип противоположного пола, чтобы добиться высоких результатов, конкурируя с мужчинами. Следовательно, юноши и девушки лидеры должны развивать в себе мужские качества, которые способствуют развитию лидерских качеств.

Результаты исследования подтверждают, что девушки стали чаще проявлять высокий уровень лидерских качеств, поэтому среди них стали чаще встречаться девушки маскулинного типа. Такие девушки высшей ценностью определяют карьеру и самореализацию себя как личности. Для успешности их деятельности необходимы высокие показатели маскулинности, низкие - фемининности.

Современное общество не предполагает разделение лидеров по половому признаку. Если человек обладает высокими лидерскими способностями и соответствует качествам лидера, или качествам маскулинного гендерного типа, то он будет успешен. Тем не менее, маскулинность лидерства подтверждает тот факт, что роль лидера исторически определена для мужчин. Для девушек данная роль осложняется тем, что она должна соответствовать мужской роли и снижать показатели качеств, которые заложены в ней для реализации семейных функций.

Просмотров работы: 28