ВЛИЯНИЕ СЛУХОВ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ВНУШАЕМОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЛИЯНИЕ СЛУХОВ НА УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ И ВНУШАЕМОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В качестве профессионального изучения психологов слухи являются относительно новым предметом. Слухи - эффективный канал для внушения. Проблема данного экспериментального исследования заключается в том, что необходимо выяснить, каким образом «слух-пугало» и «слух-желание» влияют на уровень тревожности и внушаемости современной молодежи. Цель: выявить влияние слухов на уровень тревожности и внушаемости современной молодежи.

В ходе исследования использовались следующие  методики: методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга - Ханина, оценка суггестивности Елисеева О.П.

В экспериментальном исследовании приняли участие 58 человек: 32 студента 3 курса и 26 студентов 2 курса факультета психологии и педагогики.

Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе проводились замеры уровня тревожности и внушаемости студентов ФПП 2 и 3 курсов. Следующий этап проходил через месяц, чтоб студенты «подзабыли» о проводимых методиках. Суть эксперимента заключалась в следующем: экспериментатор перед повторным проведением методик, словно случайно заводил разговор на нужные темы, попросту говоря, распускал слухи. На 3 курсе тема касалась реорганизации вуза, якобы вуз закрывают и доучивается только 5 и 4 курс, а из 3 курса лишь несколько человек переведут в Казань. В данном случае использовался «слух-пугало». Почва была соответствующая, всего лишь месяц как утвердился новый статус вуза, но информация предоставлялась как новый слух. Ребята были ошарашены. Первоначальная реакция - шок. Лишь через некоторое время некоторые стали задавать осторожные вопросы. Но на чувственном уровне реакция была гораздо сильнее. У экспериментатора резко ухудшилось самочувствие, закружилась голова, усилилось сердцебиение. Отсюда можно сделать вывод, что такую «информацию» необходимо преподносить, находясь на публичном расстоянии. Не смотря на то, что изначально было оговорено, мол « ходят слухи...», ребята поверили сразу. Не было ни одного, кто бы возразил или засомневался. Это еще раз подтверждает, что молодежь более подвержена внушению.

На 2 курсе, в качестве «утки», был преподнесен «слух-желание». Эксперимент проводился накануне выдачи стипендии, и экспериментатор сообщил, что «ходят слухи, вместе со стипендией теперь будут выплачиваться социальные выплаты, размер стипендии увеличиться в разы и выплаты будут даже для тех, кто учится на коммерческой основе». Реакция в аудитории резко отличалась от реакции 3 курса. Студенты сразу активизировались, многие рассказывали, что уже слышали об этом и даже называли определенную сумму этих выплат. Сразу стало заметно, как настроение в группе пошло на подъем. В обсуждении участвовал практически весь курс, высказали массу предположений на эту тему.

После запуска слухов в обеих группах сразу же проводились повторные замеры уровня тревожности и внушаемости. Далее ребятам сообщалось о проводимом эксперименте.

В результате проведенного эксперимента, были получены следующие статистические данные. При помощи G критерия знаков удалось выяснить, что и «слух-пугало» и «слух-желание» не влияют на уровень тревожности молодежи. Уровни ситуативной (3 курс: Gэмп=45, 2 курс Gэмп=37) и личностной тревожности (3 курс Gэмп=47, 2 курс Gэмп=34) статистически значимо не изменились. Возможно, нужно было исследовать иные параметры. Но, может быть, тревожность изменяется не сразу после восприятия, а возрастает по мере распространения слухов. Таким образом, мы пришли к выводу, что уровень тревожности необходимо исследовать в динамике. Данное предположение является предпосылкой для дальнейшего исследования.

После проведенного эксперимента статистически значимо повысился уровень внушаемости в обеих группах (3 курс Gэмп=33, 2 курс Gэмп=0). Это значит, что и «слух-пугало» и «слух-желание» влияют на уровень внушаемости молодежи. Причем на 2 курсе внушаемость повысилась в большей степени. В хорошее люди склонны верить больше, нежели в плохое. Этой особенностью часто пользуются мошенники. Хорошая новость повышает доверчивость, и люди попадаются на различные уловки.

В ходе эксперимента, мы сделали еще один вывод: для «эффективного» распространения слуха необходима соответствующая «почва» или нестабильная обстановка. В случае с 3 курсом это была ситуация с реорганизациями в вузе. А со вторым курсом  эксперимент проводился накануне выдачи стипендии. Можно предположить, что ситуация ожидания (была небольшая задержка стипендии), усиливает скорость распространения слуха, так как «новость» о социальных выплатах подхватили мгновенно.

Просмотров работы: 5