ИССЛЕДОВАНИЕ НАРЦИССИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИССЛЕДОВАНИЕ НАРЦИССИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В современной психологии широко представлены различные классификации базовых форм нарциссизма, которые укладываются в схему двух основных подходов к исследованию данной проблемы. Первый подход с позиции Х. Когута подразумевает, что нарциссизм является неотъемлемой частью нормального психического развития человека, а не просто дефектом личности. Второй подход к дифференциации переходных форм нарциссизма отражает  позицию О.Ф. Кернберга. Он классифицирует нарциссизм в широком диапазоне - от нормальной до его патологической формы - по степени выраженности нарциссических черт и серьезности расстройства личности.

Нарциссические черты личности определяются как исключительная самовлюбленность.

В нашем исследовании проявление нарциссических черт личности рассматривалось на выборке девушек и юношей. Всего выборка студентов включала 40 человек, из них 20 человек составили юноши и 20 человек - девушки. Возрастные границы испытуемых - 17-19 лет. Обе выборки были приблизительно сходны в отношении возраста. В качестве диагностического инструментария использовался опросник «Нарциссические черты личности» Шамшикова О. А., Клепикова Н. М.

Исследование показало, что в выборке юношей и девушек преобладают вера в собственную уникальность. Это говорит об отсутствии попыток критического осмысления в сочетании с уверенностью в том, что оценить эту уникальность могут только особо одаренные люди. Так же были выделены показатели по шкалам «Ожидание особого отношения» и «Потребность в постоянном внимании и восхищении». Это свидетельствует о субъективной уверенности в заслуженности особого обращения,  потребности во внимании и комплиментах.

Для юношей также свойственно дерзкое, заносчивое поведение, которое характеризует проявлением надменного, заносчивого отношения.

Таким образом, юношам и девушкам характерна высокая потребность во внимании, осознании чувства значимости и оценке своей уникальности окружающими.

Для выявления значимых различий в нарциссических чертах личности девушек и юношей использовался критерий t-Стьюдента. С помощью данного критерия было выявлено, что по шкале «грандиозное чувство самозначимости» (tэмп.=4,47; tкр.=2,02; p≤0,01), преувеличение собственных способностей, достижений и ожидание оценки себя окружающими как особо одаренной личности в большей степени выражается у девушек, нежели у юношей.

Шкала «Потребность в постоянном внимании и восхищении» (tэмп.=2,65; tкр.=2,02; p≤0,01), у юношей не выражена, тогда как у девушек данная черта преобладает, а также наблюдается стремление быть всегда в центре внимания, которое провоцирует поиск друзей, чье восхищение создает благоприятный психологический микроклимат.

По шкале «Дерзкое заносчивое поведение» (tэмп.=4,63; tкр.=2,02; p≤0,01) обнаружено различие, при этом надменное, заносчивое отношение больше всего проявляется в выборке юношей. Время других людей ими презирается, преобладает односторонняя коммуникация, инициирует которую собеседник.

Диагностика особенностей нарциссических черт личности у юношей и девушек показала, что в обеих выборках преобладает вера в собственную уникальность, то есть отсутствуют попытки критического осмысления в сочетании с уверенность в том, что оценить эту уникальность могут только особо одаренные люди. Также ярко выражено ожидание особого отношения, что характеризуется субъективной уверенность в заслуженности особого обращения. Нереализованность ожиданий провоцирует раздражительность при столкновении с любыми даже мелкими препятствиями.

Для юношей характерно преобладание односторонней коммуникации, инициирует которую собеседник; время других людей презирается.

У девушек же наблюдается попытка всегда быть в центре внимания, преувеличение собственных способностей и достижений, а также потребность в комплиментах.

Просмотров работы: 89