ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВЫБОР ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА ВЫБОР ПОВЕДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время гендерная проблематика все активнее стала о себе заявлять в различных областях научного знания. Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями рассматривали И.С. Клецина, Х. Тэджфел, Дж. Тернер, Ш. Берн, В.А. Геодакян, И.В. Грошев, Р.А. Березовская, Е.П. Ильин, М.А. Круглова, И.С. Кон и др. Во многом такой интерес обусловлен тем, что роль мужчины и женщины в современной социальной среде претерпевает значительные изменения. Но, несмотря на то, что в современной психологии различия феминного поведения от маскулинного и андрогинного подвергаются тщательному и всестороннему изучению, актуальными вопросами тематики гендерных личностных конфликтов до сих пор остаются, во-первых, вопросы, касающиеся конкретизации причин возникновения конфликтов гендерного содержания. В этом плане на сегодняшний день, по заявлениям ученых-исследователей, важно систематизировать междисциплинарные и специализированные (гендерные) теоретические подходы и направления, которые обладают востребованными интерпретативными возможностями. Вторая группа актуальных тем исследования гендерного поведения в конфликте связана с практической деятельностью специалистов-психологов, оказывающих психологическую помощь мужчинам и женщинам, переживающим кризисные и конфликтные состояния.

Необходимо отметить, что перспективность гендерного подхода в исследованиях становится все более очевидной не только для представителей научного знания, но и для представителей массового, обыденного сознания, поскольку в рамках данного подхода межполовые отношения анализируются с позиций власти и доминирования как на уровне общественных отношений (в таких сферах жизнедеятельности, как политическая и экономическая), так и на уровне психологических отношений - в сфере межличностного взаимодействия.

Обращает на себя внимание тот факт, что конструкты маскулинности и фемининности, как одно из ведущих личностных образований, оказывают влияние на развитие личности, и сами формируются в процессе такого развития. Кроме того, они являются важным регулятором поведения и деятельности личности в конфликтном взаимодействии, что представляет большой интерес для исследования, поскольку, как считает Е.Г. Луговицкая, вне учета этих конструктов теряются важные основания для управления конфликтным поведением, развития его в нужном направлении, прогнозирования исходов и результатов конфликта.

В ходе нашего исследования как раз и была предпринята попытка изучения особенностей поведения индивидов в ситуации конфликтного взаимодействия с учетом влияния их половой идентичности (феминности/ маскулинности). Исследование проводилось на базе Ставропольского государственного университета в 2011 г. Испытуемые - студенты 1-4 курсов, факультетов психологии, физической культуры и спорта, физико-математического факультета. Всего в исследовании приняло участие 180 человек, из них 90 юношей и 90 девушек.

В качестве основных методик исследования нами использовались методика «Маскулинность - фемининность» С. Бем, тест «Мужской или женский характер», методика «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик.

В ходе исследования были выделены 6 групп респондентов: 1 группа - девушки феминного типа; 2 - юноши феминного типа; 3 группа - девушки, у которых преобладает андрогинный тип половой идентичности; 4 - юноши андрогинного типа; 5 - группа девушки маскулинного типа; 6 - группа юноши маскулинного типа. Анализ полученных данных показал, что феминные девушки в конфликтном взаимодействии ведут себя инертно, склонны к компромиссам и сотрудничеству. Испытуемые зависимы, недостаточно самостоятельны, импульсивны, склонны к восхищению окружающими.

При проведении корреляционного анализа в данной группе была установлена положительная корреляция между феминностью и такими качествами личности, как скептичность, подчиненность, мечтательность, а также отрицательная связь с эмоциональной нестабильностью, жестокостью, и низкой нормативностью поведения.

Феминные юноши в конфликтном взаимодействии ведут себя так же, как и феминные девушки. У респондентов выявлена повышенная реакция на средовые воздействия, отмечается потребность в дружеских отношениях с окружающими. Кроме того, установлена положительная корреляция между феминностью у юношей и такими качествами, как подозрительность, мечтательность, и отрицательная связь с эмоциональной нестабильностью, конформизмом.

Девушки андрогинного типа в конфликтной ситуации прибегают к компромиссу, реже к приспособлению. Испытуемые стремятся к самоутверждению, независимы и агрессивны в отношениях с окружающими, склонны к непостоянству в своих поступках, подвержены влиянию чувств, случая и обстоятельств. Корреляционный анализ показал связь между андрогинностью и прямолинейностью, скептичностью. Отрицательная связь между андрогинностью и низкой нормативностью поведения, дипломатичностью.

Испытуемые юноши андрогинного типа в конфликте чаще используют такой стиль поведения, как соперничество, реже приспособление и избегание. Такое поведение обусловлено несколько противоречивыми качествами их личности: с одной стороны они общительны, упрямы, проявляют настойчивость в достижении цели, подозрительны, с другой - скромны, уступчивы, эмоционально сдержанны. Проведенный корреляционный анализ показал наличие положительной связи между такими шкалами, как прямолинейность и недоверчивость и отрицательную связь между андрогинностью и консерватизмом. Маскулинные девушки в конфликте ведут себя активно, выбирая такой стиль поведения, как соперничество или избегание. Для испытуемых характерны доминантность, энергичность, настойчивость, При этом они эмоциональны, впечатлительны, мечтательны. Не хотят подчиняться другим субъектам взаимодействия, в то же время ищут признание в их глазах. Корреляционный анализ также показал связь между шкалой «независимый - доминирующий» и «прямолинейный-агрессивный», «недоверчивый - скептический», «покорный - застенчивый». Отрицательная связь была выявлена между шкалами «маскулинность» и «зависимый - послушный». На наш взгляд, такое сочетание личностных и поведенческих характеристик может привести к возникновению у данной группы респондентов внутриличностного конфликта, так как проявляется диссонанс между полоролевой идентичностью и социальной ролью, выбранной в обществе. Можно также предположить, что стиль поведения в конфликте, который они выбирают (соперничество), является, скорее всего, защитной реакцией на отношение окружающих к особенностям их половой дифференциации, что, в некоторой степени, подтверждается и исследованиями И. А. Юрова. При этом, как указывают С.А. Минорова, О.Л. Кустова, поскольку реактивное образование подразумевает подмену негативного импульса или чувства на социально одобряемый, то можно полагать, что девушки часто скрывают от самих себя мотив собственного поведения. Маскулинные юноши так же, как и маскулинные девушки, прибегают в конфликте к соперничеству. Они доминантны, настойчивы, не терпят критику, переоценивают свои возможности, требовательны, прямолинейны, импульсивны. Полученная корреляция показала наличие положительной связи между маскулинностью и «властным-лидирующим»; «независимым - доминирующим», «недоверчивым - скептическим» типами поведения, а отрицательная связь была выявлена между шкалами «маскулинность» и «покорный - застенчивый», «недоверчивый - скептический». Таким образом, гендер является системой условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношений к различным проявлениям, определяя формы поведения людей в конфликтных взаимодействиях.

Библиографический список

  1. Здравомыслова Е., Темкина А. Институциализация гендерных исследований // Гендерный калейдоскоп М., 2001.
  2. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии /И.С Клецина // Вопросы психологии . - 2003. - №1. - С.61-78.
  3. МинороваС.А., КустоваО.Л.Формирование образа жизни в различных социальных группах// Журнал практического психолога. - 1999. - №5. - С.27-29.
  4. Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е.Г.Луговицкая. - Новгород, 2002. С.62-81.
Просмотров работы: 51