ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В последнее время наркологи все чаще говорят о новой проблеме - повальном подростковом алкоголизме. В пылу борьбы с наркоманией все как-то забыли о «зеленом змие». Между тем в алкогольную зависимость, по словам врачей, попадает все больше представителей молодого поколения.

С 1990-х годов Россия, по оценкам международных экспертов, занимает первое место по абсолютному потреблению алкоголя на душу населения - от 14 до 18 литров в год. Особую угрозу представляет детский алкоголизм. От одного до шести литров пива, от двух до пяти банок алкогольных коктейлей - такую дозу спиртного принимает среднестатистический школьник в России. Каждый день. Наша страна последние семь лет устойчиво занимает 1-ое место по уровню распространения алкоголизма среди детей. По статистике, из трех российских подростков в возрасте от 13 до 16 лет двое регулярно выпивают.

Различают понятия пьянство и алкоголизм. Алкоголизм - патологическое пристрастие к алкоголю, приводящее к нарушению социальных норм поведения, психическим и физическим расстройствам. Формирование алкоголизма происходит в результате систематического неумеренного употребления спиртных напитков.

Пьянство - это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию.

Важным направлением профилактики пьянства и алкоголизма является предупреждение этого негативного явления в общественных местах. Планирование и проведение мероприятий по обеспечению общественного порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на вокзалах, транспортных магистралях, стадионах позволяют работникам милиции осуществлять задержание и удаление лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, а также пресечение распития спиртных напитков в указанных местах и предупреждение иных правонарушений на ранней стадии их совершения.

Однако достаточно вечером пройтись по городу, зайти на дискотеку, в боулинг или другие места молодёжного досуга (двор или подъезд) - становится очевидным, что эффект существующей профилактической работы (направленной на снижение употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди молодёжи) остаётся весьма низким. Объективной причиной первого употребления учащимися алкогольных напитков выступают алкогольные обычаи (которые являются результатом воспитания отдельной части народа в течение многих веков), направленные на сохранение отживающих обрядовых норм поведения. Субъективной причиной являются первичные алкогольные установки. Противостоять им могут только трезвенные обычаи и традиции, основанные на научных знаниях о механизме действия алкоголя на организм человека, сформулированные в, процессе трезвенного воспитания. Отсюда возникает необходимость предупреждения алкогольных предрассудков, первого употребления школьниками алкогольных напитков.

Алкоголь страшен не только тем, что он разрушает здоровье человека: Он способствует саморазрушению личности, искажению ее взаимоотношений с другими людьми, разрыву всех социальных связей, связывающих ее с миром, потере человеческого облика.

В 20-30 годы вопросами предупреждения аддиктивного (зависимого) и девиантного поведения среди несовершеннолетних занимались такие педагоги, как П.А. Коновалов, А.С. Макаренко и другие; психологи - Л.С. Выготский, В.Н. Никольский; врачи - В.Р. Дубрович, P.M. Зиман, А.С. Представители разных направлений пытались выявить причины, факторы и условия, вызывающие алкоголизацию и наркотизацию несовершеннолетних и, в зависимости от этого, построить систему профилактики. На современном этапе отечественной науки заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы превентивной педагогики (С.А. Беличева, С.А. Завражин, Д.В. Колесов, А.Н. Якушев и др.); созданы психолого-педагогические концепции и модели социального педагога-психолога для работы с детьми и подростками группы социального риска (В.Н. Барсуков, Т.А. Бондаренко, М.И. Рожков, В.В. Трифонов и др.).

Почти каждый автор статьи, плаката, видеоролика или фильма старается поразить или шокировать зрителя последствиями курения, употребления алкоголя или других наркотиков: «сын-наркоман зарезал престарелую мать, которая не дала денег на дозу»; «пьяный подросток на машине отца совершил наезд на пешехода» и т.п. Подобные примеры, которыми переполнены выпуски новостей, программы криминальной хроники, естественно вызывают единодушное осуждение, но чаще не пьянства или употребления наркотиков, а того персонажа, который совершил ту или иную пакость. Это один вариант - попытка вызвать моральное осуждение.

Другой вариант основан на попытках запугать последствиями алкоголизма или наркомании для здоровья человека. В буклетах и на лекциях продемонстрируют разваливающуюся печень алкоголика или истыканные вены наркомана, расскажут, как от рюмки нарушается координация движений, от курения ухудшается память и т.п.

Эффект от подобной профилактической работы крайне низкий. С психологической точки зрения это можно объяснить не только отчуждением процесса от результата («это у него скукожилась печень, это у них рак лёгких»), а и тем, что дети и подростки склонны игнорировать и недооценивать долговременные последствия своего поведения, склонны к экспериментированию. Общеизвестно, что только негативные стимулы, одни лишь «мотивы избегания» не могут длительно и эффективно определять сложное жизненное поведение, и нужны, следовательно, кроме негативных, те позитивные элементы, перспективы, цели, мотивы, ради которых нужно говорить «НЕТ».

Наличие таких позитивных идеалов особенно важно для подростков и молодёжи, для которых здоровое функционирование печени или лёгких на протяжении всей жизни выглядит как далёкая абстракция, и сколько не запугивай пагубностью употребления ПАВ без привлекательной, реальной альтернативы эффективность такой контрпропаганды всегда будет незначительной.

Важнейшим направлением противодействия распространению наркомании, ВИЧ-инфекции является первичная профилактическая работа среди подростков и молодежи, проводимая в общеобразовательных учреждениях. Профилактическая работа высокого качества в большинстве образовательных учреждений - гарантия того, что на территории результативной работой охвачено большинство учащихся. Мировой и отечественный опыт показывает, что эта работа может быть достаточно эффективной и в том случае, когда она осуществляется силами самих подростков. Сегодня для профилактики социально-значимых заболеваний, в том числе алкоголизма и пропаганды здорового образа жизни широко используется метод «Равный равному». Это движение широко использует интерактивные методы. Главная его цель - овладение волонтерами из числа подростков и юношей знаниями и умениями, необходимыми для проведения профилактических мероприятий среди своих сверстников.

Метод профилактики «Равный равному» предполагает прямой и часто неформальный контакт с подростками. Кроме того - передачу им части традиционно принадлежащих взрослым прав и функций: право знать все, что известно; право и функцию учить и советовать; функцию поддержки в кризисной ситуации. В результате, через лидеров подростков специалисты получают больший доступ в мир подростков, доверие со стороны всей группы.

Литература

  1. Давыдов А.В. Профилактика алкоголизма у подростков: дисс ... к.п.н: 13.00.01 / Давыдов А.А. - Ярославль, 2008. - 242 с.
  2. Метелеркамп-Энбе Д.В. Профилактика как проблема [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gptc.ru/index.php/publications/172-prevention-as-a-problem.html???history=13&sample=11&ref=1. Дата обращения 12.12.2011.
  3. Шешина Р.М., Бурдина Ю.В., Тихонова Е.А., Коротынская Р.И. Профилактическая программа по подготовке волонтеров по профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kraspubl.ru/content/view/273/66/. Дата обращения 12.12.2011.
Просмотров работы: 6