ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ОПАСНОСТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ОПАСНОСТЯХ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Анализ статистики опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что в России социальные проблемы безопасности многократно масштабнее и сложнее, чем техногенные и природные. От опасных ситуаций социального характера ежегодно погибает почти в сто раз больше российских граждан (около 200 000 человек), чем от природных и техногенных чрезвычайных ситуация (около 2000 человек). Существенно возросло значение знаний о медицине и приемах оказания первой медицинской помощи, о борьбе с экстремизмом, терроризмом, преступностью, наркоманией, пьянством и иными социальными пороками.

После принятия Указом Президента РФ Концепции национальной безопасности РФ методические и теоретические противоречия между содержанием программ и учебников БЖД и ОБЖ и социально-правовой действительностью в сфере безопасности стали еще нагляднее. Это неоднократно становилось предметом публичных обсуждений и публика¬ций в специальной литературе и привело к осознанию необходимости усиления социальных акцентов в предметном поле безопасность жизнедеятельности (Л.А. Михайлов, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, В.В. Гафнер, В. Сапронов и др.).

Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей.

Совокупность экстремальных и чрезвычайных ситуаций и есть опасная ситуация. В основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности че­ловека.

Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей, отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. Например, к ним относятся все противоправные (незаконные) формы насилия, употребление веществ нарушающих психическое и физиологическое равновесие человека (алкоголь наркотики) курение, суициды, мошенничество, шарлатанство, экстремизм и массовые беспорядки, терроризм и его проявления и д.р., ситуации и опасности способные нанести ущерб здоровью людей.

Для детей и молодежи в наше время наибольший вред могут нанести такие социальные опасности как: наркомания, алкоголизм, курение, венерические болезни,  суицид, насилие, опасность вовлечения в экстремистские организации. В меньшей мере социальные опасности криминального характера, терроризм, военные действия, но они являются более разрушительными.

Социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе. Несовершенство человеческой природы - главная предпосылка появления социальных опасностей. Наличие адекватной правовой системы может явиться основным условием предупреждения и защиты от социальных опасностей.

Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка детей и молодежи позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Нужна юридическая, психологическая, информационная и силовая подготовка. В процессе обучения необходимо осваивать модели поведения учитывающие конкретные ситуации опасные для жизни и здоровья человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает такую подготовку школьников в рамках предмета ОБЖ. Так, в число предметных результатов изучения школьниками курса Основы безопасности жизнедеятельности» входят:

  1. формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  2. формирование  убеждения  в необходимости безопасного и  здорового образа  жизни;
  3. понимание роли государства  и  действующего законодательства  в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных  ситуаций природного, техногенного и  социального характера, в  том  числе  от  экстремизма  и  терроризма;
  4. понимание  необходимости  подготовки  граждан  к  защите  Отечества;
  5. формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление  алкоголя,  наркотиков,  курение  и  нанесение  иного  вреда здоровью;
  6. формирование  антиэкстремистской  и  антитеррористической личностной  позиции;
  7. знание  основных опасных и  чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их  последствий  для  личности,  общества  и  государства;
  8. знание  и  умение  применять  меры  безопасности  и  правила поведения  в  условиях  опасных  и  чрезвычайных  ситуаций.

Подготовка к безопасному поведению в опасных ситуациях должна осуществляться в как по школьной программе ОБЖ, так и во внеклассных мероприятиях. Необходимо обучать детей и молодежь не подвергаться провокациям, проводить семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и.т.д. Нужно вырабатывать у детей способность противодействовать различным видам опасности. Детям необходимо знать правила безопасного поведения в толпе, не поддаваться панике, страху, стрессу.

Также желательно подготовить детей к таким опасностям как терроризм и военные действия, рассказать им о правилах поведения при захвате в заложники, а также о том как себя вести при угрозе теракта и при военных действиях.

Важно сформировать представление о единстве учебной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека для сохранения здоровья и жизни человека.

 

Литература

1. Кисляков, П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи: Монография / П.А. Кисляков. - М.: Логос, 2011. - 262 с.

Просмотров работы: 50