Анализ статистики опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что в России социальные проблемы безопасности многократно масштабнее и сложнее, чем техногенные и природные. От опасных ситуаций социального характера ежегодно погибает почти в сто раз больше российских граждан (около 200 000 человек), чем от природных и техногенных чрезвычайных ситуация (около 2000 человек). Существенно возросло значение знаний о медицине и приемах оказания первой медицинской помощи, о борьбе с экстремизмом, терроризмом, преступностью, наркоманией, пьянством и иными социальными пороками.
После принятия Указом Президента РФ Концепции национальной безопасности РФ методические и теоретические противоречия между содержанием программ и учебников БЖД и ОБЖ и социально-правовой действительностью в сфере безопасности стали еще нагляднее. Это неоднократно становилось предметом публичных обсуждений и публика¬ций в специальной литературе и привело к осознанию необходимости усиления социальных акцентов в предметном поле безопасность жизнедеятельности (Л.А. Михайлов, Ю.В. Репин, А.М. Якупов, С.В. Петров, В.В. Гафнер, В. Сапронов и др.).
Социальными называются опасности, получившие широкое распространение в обществе и угрожающие жизни и здоровью людей. Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей.
Совокупность экстремальных и чрезвычайных ситуаций и есть опасная ситуация. В основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека.
Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей, отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. Например, к ним относятся все противоправные (незаконные) формы насилия, употребление веществ нарушающих психическое и физиологическое равновесие человека (алкоголь наркотики) курение, суициды, мошенничество, шарлатанство, экстремизм и массовые беспорядки, терроризм и его проявления и д.р., ситуации и опасности способные нанести ущерб здоровью людей.
Для детей и молодежи в наше время наибольший вред могут нанести такие социальные опасности как: наркомания, алкоголизм, курение, венерические болезни, суицид, насилие, опасность вовлечения в экстремистские организации. В меньшей мере социальные опасности криминального характера, терроризм, военные действия, но они являются более разрушительными.
Социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе. Несовершенство человеческой природы - главная предпосылка появления социальных опасностей. Наличие адекватной правовой системы может явиться основным условием предупреждения и защиты от социальных опасностей.
Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка детей и молодежи позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Нужна юридическая, психологическая, информационная и силовая подготовка. В процессе обучения необходимо осваивать модели поведения учитывающие конкретные ситуации опасные для жизни и здоровья человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предусматривает такую подготовку школьников в рамках предмета ОБЖ. Так, в число предметных результатов изучения школьниками курса Основы безопасности жизнедеятельности» входят:
Подготовка к безопасному поведению в опасных ситуациях должна осуществляться в как по школьной программе ОБЖ, так и во внеклассных мероприятиях. Необходимо обучать детей и молодежь не подвергаться провокациям, проводить семинары и дискуссии о вреде алкоголя, курения, наркотиков и.т.д. Нужно вырабатывать у детей способность противодействовать различным видам опасности. Детям необходимо знать правила безопасного поведения в толпе, не поддаваться панике, страху, стрессу.
Также желательно подготовить детей к таким опасностям как терроризм и военные действия, рассказать им о правилах поведения при захвате в заложники, а также о том как себя вести при угрозе теракта и при военных действиях.
Важно сформировать представление о единстве учебной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека для сохранения здоровья и жизни человека.
Литература
1. Кисляков, П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи: Монография / П.А. Кисляков. - М.: Логос, 2011. - 262 с.