КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Юность - период в развитии человека, который завершает процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и социального становления вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности.

 Юность - напряженный период социализации, а также формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или микросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности. [1]

В работах Л. И. Божович, Л. С. Славиной, Б. С. Волкова, В. И. Илийчука, конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями [2] .

Типичными и наиболее значимыми по содержанию причинами конфликтов в юношеском возрасте являются:

  • ограничительный воспитательный стиль взрослого по отношению к подрастающей личности;
  • столкновения по вопросам эротики и секса;
  • школьная и вузовская неуспеваемость;
  • помощь в хозяйственных делах, аккуратность;
  • ситуации, касающиеся области автономии и авторитета, в частности, связанные со стеснением свободы молодых людей правилами и регламентами социальных институтов.

С точки зрения X. Ремшмидта,  конфликты с ровесниками в юности, чаще всего, связаны с соперничеством и борьбой за лидерство. В ранней юности они возникают и у девушек, и у юношей преимущественно с лицами своего пола. Юноши соперничают за лидерство в группе, за успехи в физической и интеллектуальной сферах, за дружбу и привязанность. У девушек даже в ранней юности соперничество крайне редко связано с успехами в труде или спорте. Из-за более раннего по сравнению с юношами полового созревания на первый план выступают отношения с представителями другого пола. Конфликты возникают преимущественно из-за соперничества за благосклонность и привязанность более старших по возрасту юношей [3]. Конфликты между партнерами начинаются на более поздних этапах юности. Именно на "стадии тренировки" в партнерских отношениях происходят многочисленные столкновения между юношами и девушками, связанными узами дружбы. Они касаются вопросов образования семьи, добрачных половых отношений, верности партнеру, перспектив общего будущего, представлений о нормах и споров с родителями.

В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юношества различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может вызвать у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста.

В юношеском возрасте могут происходить изменения в социальном статусе личности в связи с окончанием школы, поступлением в вуз, на работу, что требует адаптации к новым условиям деятельности и социальному окружению.  Нередко этот процесс связан с большими трудностями из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и взрослыми, что нередко служит причиной становления его на асоциальный путь.

В юношеском возрасте развивается самосознание, приобретая качественно новый характер по сравнению с самосознанием подростка. У юноши появляется тенденция постоянно оценивать свою личность, анализировать свои действия, поведение, поступки. В отличие от подростков юноша не доверяет оценкам других людей своего «я».

Трудности юношеского возраста могут порой служить причиной возникновения отклонений в развитии и различных формах неадекватного поведения. Так, потребность в самовоспитании, свойственная лицам этого возраста, может реализоваться неправильными и ошибочными методами, стремлением развивать у себя асоциальные качества.

Хотя в юношеском возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако общение в преступной среде, преступная деятельность существенно искажают направленность их личности, порождая противоречивость во взглядах и убеждениях, ценностях и ориентациях. Нравственное сознание в этом возрасте может получить искаженное направление развития, порождая нравственный нигилизм, специфическое понимание товарищества, дружбы, честности, трансформируемых в ложное товарищество, круговую поруку и т.п. [4]

Чувство взрослости у молодых людей становится более глубоким, чем у подростков, проявляясь в самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способу самоутверждения и самовыражения. Однако эта активность порой приобретает асоциальную направленность.

Следует также учитывать юношеский максимализм, оставшийся от подросткового возраста,  категоричность и нетерпимость к окружающим, которые затрудняют формирование у них адекватной самооценки. В юношеской среде нередко наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности устройства на работу в связи с экономическим кризисом, неудачи в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а затем и на путь правонарушений [4] .

Таким образом, очень важно вовремя направить конфликтное поведение юношества, в сторону конструктивного начала, поиска взаимоприемлемых решений в конфликте, тем самым научить их правильному выходу из конфликтных ситуаций и социальному становлению в обществе.

 

Список использованной литературы:

  1. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2004. - 240с.
  2. Наконечная О. В., Шевчук Г.А., Шевчук А.С. Психологические детерминанты конфликтности подростков. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/14_3/
  3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: 2009. - 384 с.
  4. Анашкина Е.Б. Групповые формы коррекции конфликтных отношений. - Томск: «Факел», 2008.-70с.
Просмотров работы: 894