ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, КАК УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В последние годы проблема здоровьесбережения населения России становится все более острой. Это проявляется в снижении рождаемости, в высокой детской и общей смертности, в сокращении средней продолжительности жизни до 65 лет (Вайнер Э.Н., 2006). В РФ отмечается высокая общая заболеваемость, 60-70% населения нуждаются в физической и психической реабилитации. Ежегодно инвалидами становятся 800-900 тысяч человек, из них 20% относятся к молодому возрасту (Чимаров В.М.). По данным Минздравсоцразвития РФ из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди 13,6 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21 - хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века. Интенсификация учебного процесса приводит, к сожалению, к снижению числа абсолютно здоровых детей уже в процессе обучения в первом классе. У 17,3% дошкольников определена первая группа здоровья, тогда как к концу первого класса процент здоровых детей снижается до 4,3%. Растёт детское и подростковое употребление алкоголя, наркотиков и табака. Более 50% детей подросткового возраста имеют заболевания, которые в дальнейшем могут повлиять на снижение репродуктивной функции. Более чем у 30% юношей выявляется задержка полового созревания. В Ивановской области у каждого шестого ребенка в возрасте до 17 лет наблюдаются отклонения в здоровье (нарушение зрения, искривление осанки, дефект речи). Лишь каждый третий дошкольник является абсолютно здоровым, каждого десятого можно считать часто болеющим (Кудряшова И., 2008).

Таким образом, вопросы укрепления физического и духовного здоровья нации, утверждения ценностей здорового образа жизни - особенно среди подрастающего поколения должны являться приоритетом для нашего государства, залогом успешного развития страны и благополучия её граждан.

«Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства» (Брехман И.И.). Здоровье, как главная ценность, должно быть критерием эффективного управления страной (Лищук В.А.).

Проблемы здоровьесбережения и здорового образа жизни исследуют врачи, организаторы здравоохранения, педагоги, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, физиологи (Смирнов И.Н., Александров О.А., Гринина О.В., Кича Д.И., Брехман И.И., Лисицын Ю.П., Толстов С.Н., Карасева Т.В., Горбенко П.П., Айзман Р.И., Колбанов В.В., Дубровский В.И. и др.).

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия при отсутствии болезней и физических дефектов.

Здоровый образ жизни молодежи - это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, и выборе алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья и постоянно корректируемого с учетом приобретенного опыта и возрастных особенностей. Суть такого поведения отнюдь не фанатичное следование каким-то установкам здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни молодежи является индивидуальной системой поведения, и выбор своего пути должен сделать каждый молодой человек сам. В первую очередь молодежь должна ограничить себя от влияния вредных привычек.

К вредным привычкам принято относить: алкоголизм, курение, наркоманию и беспорядочный образ жизни. Конфликт алкоголика с обществом ускоряет изменение его личности, так как в нем происходит нравственно-этическая и социальная деградация.

Курение является одной из вредных привычек, которая оказывает вред не только самой курящей личности, но и окружающему ее обществу.

Наркомания и токсикомания, захлестнувшие весь мир, также способствуют моральному разложению и деградации общества, так как губят здоровье не только наркомана, но и наносят моральный вред всему обществу из-за постепенно подавляющего и вытесняющего нормального влечения людей.

Вредные привычки наносят материальный вред обществу в целом, так как оно тратит огромные материальные средства для лечения этих людей от пагубных зависимостей, а также на проведение профилактических мероприятий, связанных с ними, вместо того, чтобы уделять больше внимания развитию здорового общества.

В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или юноши трудно переоценить. Вместе с тем состояние здоровья поступающей в вузы молодежи вызывает серьезную тревогу. Так 15% студентов, обучающихся на дневном отделении ШГПУ состоят на диспансерном учете. Наибольшее распространение среди них имеют заболевания органов зрения (19%), костно-мышечной системы (19%), верхних дыхательных путей (15%), сердечно-сосудистой системы (14%). По данным медицинского осмотра лишь 25% первокурсников отнесено к первой группе здоровья. Ко второй и третьей группе здоровья отнесено 37% и 39% соответственно.

Выше изложенное обуславливает необходимость поиска новых подходов к решению задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся, заложенных в национальных проектах «Здоровье» и «Образование, что в свою очередь требует реализации в вузе здоровьеформирующего образования.

 

Литература

1. Кисляков, П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодежи: Монография / П.А. Кисляков. - М.: Логос, 2011. - 262 c.
Просмотров работы: 10