ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В последнее время в российских школах растёт волна подросткового насилия, причём дети снимают избиения сверстников на камеры мобильных телефонов. Эта проблема существует и в европейских странах - в Италии даже приняли решение запретить школьникам приносить на уроки мобильные телефоны. Ежегодно в поле зрения милиции попадают тысячи случаев подобного насилия. Явление стало настолько масштабным, что на этом уже начали делать деньги.

По оценкам экспертов, среди детей в возрасте от 8 до 17 лет более 60% с радостью согласятся участвовать в сценах насилия. А 6% ребят допускают возможность убийства человека, если оно будет щедро вознаграждено.

В итоге, утверждают эксперты, растёт новое поколение, для которых жестокость является нормой жизни. Подражание увиденному на экране - главная особенность подростковой психики.

Встречаются и случаи «немотивированной агрессии», когда подростки в состоянии эмоционального стресса после перенесенной психотравмы совершают нападения на других учеников и учителей, в том числе с применением огнестрельного оружия. О слу­чаях неожиданной агрессивности со стороны учащихся, приво­дящих к человеческим жертвам, в США и других странах мира регулярно сообщают средства массовой информации. Возмож­ность приобретения оружия, включая газовое, ставшая в после­дние годы достаточно реальной для широких слоев населения, резко повышает опасность и увеличивает масштаб последствий при возникновении подобных ситуаций.

Насилие в подростковой среде имеет и другую сторону - над детьми нередко издеваются и педагоги, что показывает важность профессионального психологического отбора поступающих в педвузы и периодических проверок психологического состояния уже работающих учителей. Отдельной проблемой являются случаи сексуальной агрессии педагогов к своим воспитанникам, встречающиеся в интернатах и других образовательных учреждениях.

Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое.Эмоциональное насилие вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижая его и снижая его самооценку.Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, соученику, в результате которого возможно нанесение физической травмы.

Рассмотрим факторы, которые способствуют школьному насилию.

Анонимность больших школ и отсутствие многообразия выбора образовательных учреждений. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера могут негативно отразиться на эмоционально лабильных и гиперактивных детях с неустойчивой нервной системой, заводить и возбуждать их. В большом школьном коллективе к насилию предрасполагает и большая анонимность, т.е. меньшая вероятность выявления акта насилия и его ограничения, в силу того что учителю трудно «дойти» до каждого, углубиться в его проблемы и пр. Отсутствие побли-зости других школ, ограничения в выборе также развязывают руки учителям-насильникам, поскольку дети и родители вынуждены терпеть произвол - им некуда деваться.

Плохой микроклимат в учительском коллективе. Насильственность в поведении учителя обусловлена, в принципе, теми же факторами, что и у детей. В учительских коллективах, имеющих авторитарный стиль руководства, такие же отношения, что и между учениками и учителями: «Кто сверху - тот и сильнее». Раздражительность, неудовлетворенность учителей может выплескиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. Если учитель позволяет внешним факторам оказывать на себя влияние (неурядицы дома, конфликты с администрацией и т.д.), то его профессионализм подвергается большому сомнению. К сожалению, профессиональное выгорание зачастую вымещают на учениках.

Равнодушное и безучастное отношение. Перегруженные работой учителя часто не вмешиваются в детские разборки, говорят жалующимся родителям: «Пусть дети сами разбираются». Если к учительскому произволу также относятся и соученики, и родители - «...но моего ребенка она ведь не обижает», и руководство школы, то насильник ощущает себя безнаказанным.

Жертвой насилия может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, имеющие: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети), болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.

Школьное насилие оказывает на детей прямое и косвенное влияние. Во-первых, длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот - другие дети избегают дружбы с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами. В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполируется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника».

Во-вторых, попадание в роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и поведении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Для жертв школьного насилия чаще характерны невротические расстройства, депрессия, нарушения сна и аппетита, в худшем случае возможно формирование посттравматического синдрома.

В-третьих, у подростков школьное насилие вызывает нарушения в развитии идентичности. Длительный стресс порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Задача педагога, классного руководителя пресекать любые формы насилия в школьном коллективе, формировать дружественные и доверительные отношения.

Школьнику следует запомнить следующие правила личной безопасности, в случае если он стал жертвой насилия.

Первое что нужно помнить всегда - насилие в школе совершается при полном попустительстве по отношению к ситуации. Если хотите терпеть - ничего не изменится, будет только хуже.

Уговоры, подкупы, и попытки решить конфликт мирным путем не сработают, иначе так бы их решали всегда.

Если есть синяки, ссадины, и прочие следы побоев - необходимо обратиться в медпункт и показать их медсестре, заведующему по воспитательной части, и дальше в любой травм пункт для освидетельствования. Если кто-либо начнет вас отговаривать от освидетельствования побоев - не слушайте его. Директора могут это сделать по причине того, что не хотят огласки инцидента в своей школе, но это не значит что они что-то сделают чтобы защитить вас, они беспокоятся о своей репутации, а не о вашем благополучии.

Литература

1. Петров, С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст]: Учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Издательство «Русский журнал», 2010. - 260 с.

Просмотров работы: 26