В современной социально-экономической ситуации все большее число подрастающего поколения вовлечено в информационное взаимодействие, в котором явственно прослеживается увеличение агрессии. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неожиданной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, традициями. Однако это приводит к появлению противостояния между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). В массовом сознании возникают негативизм и агрессия к иной точке зрения. Одной из первых и важнейших характеристик демократического государства в наши дни признается толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека. Признание суверенности и ценности другого является необходимым условием не только интеграции, но и элементарного выживания в современном мире.
Необходимость формирования толерантного сознания в современном обществе связана с развитием глобализации, сопровождающейся борьбой за передел территорий, сфер влияния, обладание природными и человеческими ресурсами, а также с появлением новых социальных явлений - терроризм, экстремизм и т.д.
Толерантность- это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Она не должна сводиться к индифферентности или ущемлению собственных интересов. В первую очередь, толерантность предполагает взаимность и является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Необходимо развивать социальный и эмоциональный интеллект личности и такие их составляющие, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, понимание сути «инакости», отличности от других.
На развитие толерантности молодёжи влияют как внутренние, так и внешние факторы. Из внешних факторов, препятствующих процессу её формирования в нашем обществе, в настоящее время отмечают следующие:
Эгоцентризм - это видение мира через призму только своих интересов, с точки зрения, наивно оцениваемой как исключительно правильная. Многие не могут даже представить себе, что перед ними другая культура со своей собственной, особой логикой мышления и поведения. И зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.
Внутренние факторы, которые сдерживают развитие толерантности, - агрессивность, несдержанность, черты темперамента, негативные формы самоутверждения. К факторам, способствующим развитию толерантности молодёжи, можно отнести те, которые связаны с процессом образования (рост осмысленности восприятия, формирования мировоззрения, расширение кругозора, развитие самосознания, становление адекватной самооценки) и местом в социальной жизни.
Авторы выделяют несколько аспектов толерантности, в частности, этническая толерантность (отношение к людям иной расы и этнической группы), социальная толерантность (отношение к меньшинствам, нищим, психически больным людям), толерантность как черта личности (готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству).
В рамках исследования развития готовности студентов к обеспечению социальной безопасности, проводимого на базе лаборатории социальной безопасности образовательного учреждения Шуйского государственного педагогического университета нами был проведен опрос среди студентов вуза. Опрос позволил выявить следующие проявления интолерантности в молодежной среде: 43% опрошенных отметили, что за истекший с момента опроса год они испытывали раздражение по отношению к некорректному поведению приезжих - представителям той или иной национальности; каждый четвертый студент указал, свою информированность о проявлениях нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности (моральные или физические издевательства, неадекватное поведение), а также о проявлениях агрессивности представителей неформальных молодежных группировок, в том числе из числа учащихся (скинхеды, готы, эмо, и др.), каждый пятый - о проявлениях национализма (демонстрирование нацистской атрибутики, разжигание национальной розни).
Формирование толерантности имеет комплексную структуру и представляет собой процесс, одной из главных составляющих которого является обучение. В этой связи для будущего педагога (учителя предметника, социального педагога) крайне важно понимание того, что толерантность необходима специалисту образования в личностном и профессиональном отношении. Очень важно, чтобы студенты педагогических специальностей не только знали психолого-педагогическую сущность толерантности, но и практически владели технологиями толерантного воспитания, умели творчески применять их в конкретных условиях образовательного учреждения.
Литература