ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДОВ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.

Однако, воспитание детей - нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Количество самоубийств среди подростков так сильно возросло, что это стало сейчас второй по важности причиной смертности людей в возрасте от 14 до 20 лет. Кроме того, в последние несколько лет невероятно увеличились уровень подростковой преступности, детской беременности, наркомании и заражения болезнями, передаваемыми половым путем.

По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

Попытки осмыслить природу суицидов, делались очень давно (Булацель П.,1900). Но и в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу суицидов. Условно выделяют три основные концепции суицида: психопатологическую, психологическую и социальную.

Психопатологическая концепция исходит из предположения о том, что самоубийцы  это душевно больные люди, а суицидальные действия - проявление острых и хронических психических расстройств.

Согласно психологической концепции главным в формировании суицидальных тенденций является психологический кризис личности. Основной причиной самоубийства является  «экзистенциальный вакуум», утрата смысла жизни.  

Сторонники социальной концепции считают, что в основе суицидального поведения лежат проблемы взаимоотношения  человека с социальной средой.

Выяснение истинных мотивов суицидального поведения - сложная задача. Тем не менее, их систематизация и анализ дают серьезный материал для суицидологической диагностики и профилактики.

Подростковый суицид чаще остальных притягивает пристальное внимание школьных психологов, педагогов, социальных работников, родителей.

В подростковом сознании суицид часто имеет не истинные завершенные формы, а замыслы, мысли, попытки, это скорее демонстративно-шантажное поведение. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. У подростков, также как и у взрослых, общей причиной суицида является социально-психологическаядезадаптация, но для них это не тотальные нарушения (крах смысла жизни, профессиональный кризис), а нарушения общения с близкими.

Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», шантажа «сделай то-то, а не то я застрелюсь, повешусь...». И бич этих демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля. А они-то хотели только попугать.

У подростков это может быть подражанием, они часто копируют образцы поведения, которые им предлагает литература, телевидение, социальное окружение. Кроме того, у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксация на темах смерти, страхи и любопытство к смерти.

Предпосылкой суицида может быть апатия, социальная депривация, неверие в личные перспективы, снижение творческой и физической активности в результате психической травмы.

Но наличие психотравмирующей ситуации не всегда является достаточным условием для суицида. Вторая составляющая - личностные особенности суицидента.

Согласно А.Г. Амбрумовой и Е.М. Вроно (1985) для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты:

  • импульсивность;
  • эмоциональная неустойчивость,
  • эксплозивность (взрывчатость);
  • повышенная внушаемость;
  • несамостоятельность мышления.

К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков А.Е.Личко относит следующие:

  • потерю любимого человека;
  • состояние переутомления;
  • уязвленное чувство собственного достоинства;
  • разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании, таксикомании;
  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
  • различные аффективные реакции по другим поводам.

Как же заранее распознать суицидента и помешать его намерениям?

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими поведенческими признаками для подростков являются:

  • вербальные признаки (сообщения в разговоре о суициде, о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении, самообвинения и обвинения других или упоминания о суициде в фильмах и литературных произведениях; а также медленная маловыразительная речь);
  • эмоциональные признаки (переживание горя, чувство вины, неудачи, поражение, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения и страхи, растерянность, импульсивные действия, а также невербальные сигналы: плач, всхлипывания, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова);
  • поведенческие признаки (неожиданное, драматическое, необъяснимое поведение человека - «терминальное поведение». При этом человек приводит свои дела в порядок, может заявлять о печали и отчаянии, проявлять склонность к опрометчивым, безрассудным поступком (занятие рискованными видами спорта, участие в военных действиях и т.п.).

Что же делать, если вы столкнулись по долгу службы, или просто оказались рядом с человеком, демонстрирующим  признаки проблемного состояния?

В качестве мер профилактики суицида в подростковой среде можно выделить следующие:

  • нельзя постоянно обвинять ребенка в чем-то;
  • не следует слишком опекать, контролировать ребенка;
  • следует установить заботливые взаимоотношения;
  • необходимо уделять ему больше внимания, завоевать его доверие;
  • необходимо вселять в него надежду на будущее;
  • увлечь его занятиями по интересам;
  • не оставлять ребенка одного;
  • ставить в известность родителей;
  • обратиться за помощью к школьному психологу, психотерапевту.

В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или подростка трудно переоценить. На современном этапе много внимания уделяется деятельности образовательных учреждений в сфере охраны здоровья (физического и психического) детей и подростков.

Минобразование России неоднократно обращало внимание органов управления образованием субъектов Российской Федерации на необходимость усиления работы по профилактике суицида среди детей и подростков. Учитывая актуальность данного вопроса, Рособрнадзор предлагает разработать систему мер предотвращения случаев суицида среди детей и подростков; проводить семинары для руководителей и работников образовательных учреждений по вопросам профилактики суицида среди детей и подростков с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и психологических служб;продолжить работу по предотвращению случаев применения к обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений всех типов и видов методов физического и психического насилия; организовать работу социально-психологических служб образовательных учреждений с учетом меро­приятий по профилактике суицида; организовать в регионе работу телефонов экстренной психологической помощи.

Просмотров работы: 21