Главной целью любого общества, претендующего на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.
Однако, воспитание детей - нелегкая задача, и сегодня большинство родителей сталкивается с огромными трудностями. Наиболее остро они проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Количество самоубийств среди подростков так сильно возросло, что это стало сейчас второй по важности причиной смертности людей в возрасте от 14 до 20 лет. Кроме того, в последние несколько лет невероятно увеличились уровень подростковой преступности, детской беременности, наркомании и заражения болезнями, передаваемыми половым путем.
По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.
Попытки осмыслить природу суицидов, делались очень давно (Булацель П.,1900). Но и в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу суицидов. Условно выделяют три основные концепции суицида: психопатологическую, психологическую и социальную.
Психопатологическая концепция исходит из предположения о том, что самоубийцы это душевно больные люди, а суицидальные действия - проявление острых и хронических психических расстройств.
Согласно психологической концепции главным в формировании суицидальных тенденций является психологический кризис личности. Основной причиной самоубийства является «экзистенциальный вакуум», утрата смысла жизни.
Сторонники социальной концепции считают, что в основе суицидального поведения лежат проблемы взаимоотношения человека с социальной средой.
Выяснение истинных мотивов суицидального поведения - сложная задача. Тем не менее, их систематизация и анализ дают серьезный материал для суицидологической диагностики и профилактики.
Подростковый суицид чаще остальных притягивает пристальное внимание школьных психологов, педагогов, социальных работников, родителей.
В подростковом сознании суицид часто имеет не истинные завершенные формы, а замыслы, мысли, попытки, это скорее демонстративно-шантажное поведение. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. У подростков, также как и у взрослых, общей причиной суицида является социально-психологическаядезадаптация, но для них это не тотальные нарушения (крах смысла жизни, профессиональный кризис), а нарушения общения с близкими.
Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», шантажа «сделай то-то, а не то я застрелюсь, повешусь...». И бич этих демонстративных самоубийц - случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля. А они-то хотели только попугать.
У подростков это может быть подражанием, они часто копируют образцы поведения, которые им предлагает литература, телевидение, социальное окружение. Кроме того, у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксация на темах смерти, страхи и любопытство к смерти.
Предпосылкой суицида может быть апатия, социальная депривация, неверие в личные перспективы, снижение творческой и физической активности в результате психической травмы.
Но наличие психотравмирующей ситуации не всегда является достаточным условием для суицида. Вторая составляющая - личностные особенности суицидента.
Согласно А.Г. Амбрумовой и Е.М. Вроно (1985) для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты:
К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков А.Е.Личко относит следующие:
Как же заранее распознать суицидента и помешать его намерениям?
Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими поведенческими признаками для подростков являются:
Что же делать, если вы столкнулись по долгу службы, или просто оказались рядом с человеком, демонстрирующим признаки проблемного состояния?
В качестве мер профилактики суицида в подростковой среде можно выделить следующие:
В образовательном учреждении обучающийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка или подростка трудно переоценить. На современном этапе много внимания уделяется деятельности образовательных учреждений в сфере охраны здоровья (физического и психического) детей и подростков.
Минобразование России неоднократно обращало внимание органов управления образованием субъектов Российской Федерации на необходимость усиления работы по профилактике суицида среди детей и подростков. Учитывая актуальность данного вопроса, Рособрнадзор предлагает разработать систему мер предотвращения случаев суицида среди детей и подростков; проводить семинары для руководителей и работников образовательных учреждений по вопросам профилактики суицида среди детей и подростков с привлечением специалистов учреждений здравоохранения и психологических служб;продолжить работу по предотвращению случаев применения к обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений всех типов и видов методов физического и психического насилия; организовать работу социально-психологических служб образовательных учреждений с учетом мероприятий по профилактике суицида; организовать в регионе работу телефонов экстренной психологической помощи.