ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.

Образовательная среда учебного заведения является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что учебное заведение (школа, профессиональное училище, техникум, ВУЗ), включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.

Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций (Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.)

В образовательном учреждении учащийся проводит зачастую больше времени, чем в семейной среде, поэтому степень влияния данного микросоциума на развитие, здоровье и поведение ребенка трудно переоценить.

Опасные ситуации- это нежелательные события, которые при несколько изменившейся ситуации могли бы явиться причиной дестабилизации личностной системы. Природа опасных ситуаций чрезвычайно разнообразна - это может быть физическая опасность, опасность социальных наказаний, материальных потерь, духовных переживаний и т.д.

Образовательное учреждение, в том числе школа представляет собой микросоциум с присущими ему опасностями и угрозами. В частности можно выделить следующие опасности психологического характера: стрессы, обусловленные учебной нагрузкой, конфликтами между участниками образовательными процессами (учащимися и педагогами). Поэтому к необходимым психологическим характеристикам безопасной среды образовательного учреждения можно отнести стрессоустойчивость.

С позиции психологии здоровья здоровая личность психически устойчива (в том числе стрессоустойчива), что позволяет ей поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и, в конечном счете, достигать поставленных целей. В этом отношении психическое здоровье в целом, и стрессоустойчивость в частности, выступает как характеристика целостного, развития человека (М.Ф. Секач).

В рамках исследования развития готовности студентов к обеспечению социальной безопасности, проводимого на базе лаборатории социальной безопасности образовательного учреждения Шуйского государственного педагогического университета нами была проведена диагностика на определение склонности к развитию стресса (по Т.А. Немчину и Тейлору). Обработка полученных результатов диагностики была дифференцированной, в результате которой студенты, принимавшие участие в исследовании, были разделены на 3 группы: студенты с низким уровнем тревоги и высокой стрессоустойчивостью (высокий уровень) (27%), студенты со средним уровнем тревоги и средней (ситуационной) стрессоустойчивостью (средний уровень) (58%) и студенты с высоким уровнем тревоги и развитием дистресса (низкий уровень) (15%).

Для предупреждения личностной деформации, поддержания высокой работоспособности, сохранения психического и физического здоровья студенту необходимо владеть технологиями профилактики длительных стрессовых состояний (дистресса), основами психической саморегуляцииэмоционального и психофизиологического состояния, необходимые для предупреждения экстремальных ситуаций, снижения социальной напряженности в образовательном пространстве: техника управляемого дыхания, управление вниманием, регуляция мышечного стереотипа, создание чувствительных образов и др. Необходимо отрабатывать приемы экстренной само- и взаимопомощи при психических нарушениях и психосоматических расстройствах (стресс, тревожность, суицид, депрессия, страх, паника и пр.). При этом высокий уровень развитости креативных способностей и адекватная самооценка позволят учащемуся сформировать систему совладания со стрессом, в том числе в экстремальных ситуациях.

 

Литература

  1. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании [Текст]: Монография / И.А. Баева. - СПб., 2002. - 271 с.
  2. Коджаспиров, А.Ю. Безопасность личности в образовательной среде школы как психолого-педагогическая проблема [Текст] / А.Ю. Коджаспиров // Безопасность образовательной среды: Сборник статей / Ответственный редактор и составитель Г.М. Коджаспирова. - М., Экон-Информ, 2008. - С. 36-42.
Просмотров работы: 112