ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Неотъемлемый атрибут любого учебного класса - школьная доска. Доска - это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Яркая картинка на экране - всего лишь способ подачи материала. Самое же важное - это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними.

Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий, выводя при этом процесс обучения на новый качественный уровень. Этот уровень соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом [3].

Электронная интерактивная доска представляет собой огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера можно вызывать различные функции пользовательского интерфейса. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать все преимущества классической презентации с возможностями высоких технологий. Мультимедиа-проектор, подключенный к электронной интерактивной доске, позволяет работать в мультимедийной среде, сочетая классическую презентацию с демонстрацией информации из интернета, с компьютера или с флэш-памяти, с видеоплеера, видеомагнитофона или с видеокамеры.

Отличим и в это же время преимущество интерактивной доски от обычных досок:

  • Написанная информация храниться в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере;
  • Возможность размещать материал на нескольких страницах;
  • На доске можно показывать не только статические изображения, но и демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимацию и видеоролики, т.е. использовать как экран.
  • Интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности доски.

Существуют такие технологии как: сенсорная резистивная технология; оптическая технология; сочетание инфракрасной и ультразвуковой технологии; электромагнитная технология [1].

Качественная визуализация презентации, семинара или школьного материала - теперь это лишь вопрос выбора средства визуализации. Интерактивные доски и системы - лучшее, что существует из технических средств, для взаимодействия с аудиторией во время презентации.

В связи с внедрением интерактивных досок в образовательные процессы возникла необходимость изучения их возможностей и программного обеспечения. Любая интерактивная доска имеет программное обеспечение, которое, в зависимости от того, для каких целей предназначена доска, включает в себя различный набор возможностей - от простого рисования поверх изображения с компьютера или виртуального белого листа с возможностью сохранения с управляемыми объектами,  вставленными на страницу видеофрагментами и многочисленными функциями, облегчающими работу доски.     [2]

Можно, приобрести интерактивную доску для использования ее в качестве обычного монитора компьютера, а маркер или палец будет выполнять роль мышки. Но такое использование интерактивной доски было бы неразумным, т.к. таким образом, невозможен процесс обучения, для которого интерактивная доска и предназначена.

Поэтому производители интерактивных досок разрабатывают специальное программное обеспечение для своих устройств. Использование интерактивных досок в школе без специального программного обеспечения не раскроет всех тех главных возможностей интерактивной доски, которые делают ее на самом деле интерактивной. Функции и возможности интерактивной доски не ограничивают себя почти не в чем [4].

Диапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет учителям использовать различные цвета, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами.

Аннотации полезны для моделирования процессов, для добавления заметок к демонстрируемым объектам, диаграммам или изображениям на экране. Аннотации могут быть сохранены на компьютере и использованы в будущем, на других уроках по этой теме или при повторении материала. Все файлы с аннотациями к материалам можно распечатать и передать ученикам.

Использование звука и видео может значительно увеличить объем изучаемого материала на уроке. Интерактивная доска позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений - сохранять их, распечатывать, делать аннотации и т.д.

При использовании интерактивной доски любой объект на экране доски может быть перемещен в другое положение на экране при помощи технологии, которая называется Drag and Drop (Перетащи и отпусти). Drag and drop  позволяет ученикам группировать, разделять объекты, выделять недостатки, общие черты и различия объектов, позволяет эффективно использовать интерактивные материалы (например, презентации или специальное программное обеспечение для обучения).

Это позволяет тексту или картинам быть перемещенным куда-нибудь в другое положение: выделите объект и не отнимая специального маркера от поверхности доски тяните его до нужного места, затем "бросьте", то есть оторвите маркер от доски. Таким образом вы легко можете перемещать любые объекты на интерактивной доске в реальном времени [1].

Использование этой технологии позволяет решать следующие задачи:

  • устанавливать соответствие между объектами;
  • маркировать какие-то объекты, выделять их;
  • группировать объекты, сортировать их;
  • а также просто перемещать объекты из одного положения на экране в другое положение.

Ученики могут экспериментировать, решая поставленную задачу, подставляя разные объекты, используя несколько попыток. Ученикам такая форма решения задач нравится больше, нежели выполнение того же самого на бумаге. В процессе работы с интерактивной доской в классе может идти обсуждение того, что они видят. Учитель может попросить отвечающего комментировать свои действия у доски, что позволит повысить понимание его логики и действий учениками, сидящими за партами.

Использование технологии перетаскивания хорошо подходит и для начала урока (можно использовать схемы, сделанные на прошлом уроке), и для основной части урока.

Функция "Перетащи и отпусти" является одной из самых важных, она позволяет быстро и эффективно использовать ресурсы компьютера.

Текст, диаграммы и изображения могут быть подсвечены на доске, чтобы учителя и ученики могли сосредоточиться на специфических аспектах определенного объекта. Это достигается скрытием части дисплея и его открытием только при необходимости. Эта технология позволяет сконцентрировать внимание учеников на разных объектах в течение урока.

Фрагменты текста, изображения и другие ресурсы могут перемещаться, копироваться в память компьютера, могут быть удалены и вновь восстановлены. Эта особенность интерактивной доски позволяет ученикам не бояться изменений, ведь в любой момент можно вернуться на шаг назад, восстановить все в прежнее состояние [4].

Экран интерактивной доски можно разделить на части, в каждой из которой можно использовать различные режимы работы.

Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие), обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог выполняет функцию помощника в работе.

Массовое внедрение интерактивных досок в школы дает большое будущее для дальнейших работ. В процессе обучения существует множество способов применения интерактивных приложений. Как и у всех методов, у данного есть свои плюсы и минусы, но компетентное его использование в процессе обучения может давать высокие результаты. Программное обеспечение интерактивной доски дает возможность  осуществлять:

  • Графическое комментирование экранных изображений;
  • Мониторинг работы всех учащихся одновременно;
  • Создание новых мотивационных предпосылок к обучению.

Исследования показали, что интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для учеников. Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяют ученикам лучше понять материал.

Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока [3].

Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету.

 

Литература.

  1. Журнал «Медиум», инновационные решения в образовании и в бизнесе, Москва, выпуск 11, 2007 г.
  2. Использование интерактивной доски на уроках https://docs.google.com/%20Doc?id=dhn7mft8%20
  3. Статьи журнала "Информатизация образования. Проблемы и поиски" Ф. С. Сафиуллина
  4. Электронные интерактивные доски SmartBoard, новые технологии в образовании, Москва, 2006г./ http:// www.smartboard.ru
Просмотров работы: 292