Межкультурная коммуникация как социально-культурное явление появилась тогда, когда люди стали путешествовать. До этого они не имели возможности осознать наличие «чужих» культур, отличных от «своей». Начиная с XIX в. путешествия стали проводиться с целью исследования других культур, а не как ранее - лишь с целью завоевания, расширения торговли, религиозной пропаганды [5, С.23]. Это давало возможность расширять горизонты познания и представлений о новых формах существования человека. Первоначально культурный туризм был локальной социальной практикой, применявшейся ограниченной социальной общностью. Однако, начиная со второй половины XX века, культурный туризм, основная исходная цель которого - знакомство с историей и культурой страны посещения во всех ее проявлениях - достигает глобальных масштабов и вовлекает в процесс своего производства и потребления глобальные людские ресурсы. В силу этого он становится одним из наиболее динамично развивающихся феноменов современности, затрагивающих многие стороны общественной и культурной жизни. Мировая практика конца XX - начала XXI столетий свидетельствует, что в процессе глобализации культурный туризм все заметнее превращается в мощный инструмент осуществления культурного диалога между цивилизациями.
Одним из наиболее динамично развивающихся в последнее время и перспективных направлений культурного туризма является религиозный туризм. Сегодня осматривать религиозные памятники ежегодно отправляются 300-350 млн. человек во всем мире, совершая при этом более 3 млрд. поездок [7]. Религиозный туризм как социально-культурное явление привлекает людей по ряду причин, в числе которых - естественный интерес к укладам жизни и верованиям других народов, а также возможность установления диалога с иноземцами [3, С.18].
Несмотря на то, что религиозный туризм и паломничество взаимосвязаны по ряду формальных признаков, между этими видами деятельности существует принципиальная разница. Если паломничество является религиозной деятельностью, то религиозный туризм - деятельностью познавательной и социально-культурной [3, С.18]. В основе разграничения этих понятий лежит, прежде всего, специфика мотивации. Цель паломничества - поклонение святыням, цель религиозного туризма - посещение святынь с познавательными целями, без обязательного участия в религиозных церемониях. В паломничество отправляются люди воцерквленные, как правило, с благословления священнослужителя, когда им не достает церемониальных действий на месте проживания [7]. Непременная составляющая паломничества - духовный подвиг, преодоление трудностей в ходе паломнических путешествий. Поэтому для культурной практики паломничества характерен низкий уровень комфорта и сервиса [7].
Однако не все люди настолько воцерковлены, что готовы наполнять свою жизнь молитвами и поклонением святыням. Большое количество людей имеет желание отправиться в религиозные места с познавательной целью: познакомиться с традиционными культурами, историей религий, местными религиозными обрядами, ритуалами, церемониями, поучаствовать в них в качестве зрителей, посетить культовые сооружения, места паломничества, познакомится с уникальными приемами строительства культовых зданий, с шедеврами иконописи, скульптуры, мозаики и т.п. [3, С.18; 7]. Наряду с традиционными формами религиозно-познавательного туризма (тематические лекции по религии, посещение мест паломничества, культовых сооружений) следует упомянуть и такие новые формы, как посещение тематических религиозных центров («Библейский парк» в США, «Парк Святой Земли» в Бразилии и т.д.), религиозные круизы, а также погружение в жизнь религиозной общины (монастыря, дацана и пр.) [7]. Экономика религиозного туризма предполагает запрос на хорошее обслуживание, высокий уровень сервиса. Состоятельный человек средних лет - таков собирательный образ современного религиозного туриста [7].
Говоря о социально-гуманитарной функции внутреннего религиозного туризма, следует отметить, что организация религиозно-познавательных поездок по святым местам России способствует духовно-патриотическому воспитанию населения, в первую очередь социально незащищенного, приобщению людей к нравственным ценностям [4]. В эпоху социальной нестабильности интерес к более устойчивым моральным субстанциям традиционно возрастает, что, по мнению исследователей, находит выражение в развитии религиозного туризма [7]. Поскольку данный вид туризма снимает социально-психологическое напряжение в обществе, в современной России он приобретает особую социальную значимость. Русская Православная Церковь оказывает поддержку развивающемуся религиозному туризму, поскольку последний имеет серьезный миссионерский потенциал - для религиозного туриста он может стать ступенькой на пути к паломничеству [7]. Кроме того, внутренний религиозный туризм способствует познанию духовного и культурно-исторического наследия народов, населяющих территорию России [4]. А в связи с введением во многих регионах России в образовательную программу школ «Основ православной культуры» познавательные путешествия по местам, связанным с православием, могут стать «практическими занятиями» в рамках этого культурологического курса.
Если во внутреннем религиозном туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за историю культуры и религии своей страны, то в международном религиозном туризме культурное наследие стимулирует уважение и понимание других культур и других религий и, как следствие способствует миру и взаимопониманию. Религиозный туризм, прежде всего зарубежный, выполняет важную миротворческую миссию в межцивилизационных контактах различных народов и представляет собой уникальное средство межкультурной коммуникации. Во время религиозно-познавательных путешествий происходит массовый обмен и обогащение знаниями в области страноведения, усвоение новых впечатлений, знаний и культурного опыта между представителями многих народов и разных религий. Наиболее важным результатом межкультурных контактов становится расширение у туристов представлений об общей картине мира, получение новой информации, связанной с культурным и природным наследием, относящимся к существующим и ушедшим в историческое прошлое верованиям и религиям, формирование уважительного отношения к представителям других религий, особенно к тем, которые сами отличаются веротерпимостью. Наконец, важным результатом религиозно-познавательных поездок является более глубокое понимание туристами своей культурной самоценности и ее существенного отличия от других цивилизаций.
Иной образ мышления, иной образ жизни - это и есть открытие «Другого», которое составляет, по определению Ж.Бодрийяра, условие культурного самораскрытия, постижения собственной природы [1, С.257-258]. Открытие чужого профессионально-культурного мира позволяет носителям разных культурных традиций найти ключ к самопознанию в процессе сопоставления высших проявлений цивилизационного развития народов (религиозное поклонение - это один из основных критериев при определении стадии этого развития). Познание собственной культуры через познание других культур - идея историка культуры XVIII в. И.Г.Гердера - подразумевала признание равенства всех людей, живущих на Земле, признание равноценности всех культур [2]. Мир каждой культуры стал исключительным и самодостаточным, достойным и нуждающимся в исследовании. Идея Гердера, поколебавшая систему взглядов европейской, христианской цивилизации на социально-культурное устройство, остается актуальной и сегодня, в эпоху глобализации, несущей с собой угрозу обезличивания культуры и образа жизни, потери самобытности либо, напротив, ведущей к всплеску самобытности и отгораживанию от внешнего мира.
Не допустить развития этих негативных тенденций через приобщение людей, принадлежащих к различным конфессиям, к диалогу и взаимодействию, к смягчению возникающей на религиозной и социальной почве напряженности в обществе - призван религиозно-познавательный туризм. В контексте глобальной миссии международного религиозного туризма как фактора и инструмента сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности к другим культурам и ее носителям, он развивается сегодня в трех взаимосвязанных направлениях: 1) познание многообразия культур и конфессий; 2) сохранение и возрождение культуры через воспитание толерантности, гуманизма и культурный рост людей; 3) диалог культур, религий и цивилизаций.
Литература: