КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ З.ФРЕЙДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача- психиатра и психолога З.Фрейда. Создателя этого учения называют одним из великих основоположников современной социальной науки, гением в действии, сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека. Взгляды Фрейда можно разделить на три области: 1) метод лечения функциональных психических заболеваний; 2) теория личности; 3) теория общества.

         Но при этом стержнем всей системы является его взгляды на развитие и структуру личности человека. Разработанная З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического. В общем плане З.Фрейд представлял психику человека как две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, являющиеся существенными характеристиками личности. Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и создаётся  из него в процессе развития психики.

         Хотя представления З.Фрейда о структурных уровнях человеческой психики претерпевали изменения на протяжении его теоретической деятельности,  деление на сферы сознательного и бессознательного, в том или ином виде, сохранялось во всех созданных им моделях личности.

         В начале 20-х годов прошлого века З.Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры. Это получило название структурной модели личности. Данная модель представляет собой  комбинацию трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: сознательного («Сверх - Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности, при этом по мнению создателя содержание бессознательного не доступно осознанию практически не при каких условиях, содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, но при этом от него потребуются значительные усилия. В бессознательном слое располагается одна из структур личности ­ «Оно», которая фактически является энергетической основой личности. "Оно", в теории З.Фрейда означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией. "Оно" имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, хаотично. Являясь исходной структурой психики, «Оно», выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, «Оно», в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. 

         Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой создавая основу для фундаментального, внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами как правило происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил .

         Вторая структура личности - «Я» по мнению Фрейда также является врожденной. Она располагается как в сознательном слое, так и в предсознании, таким образом мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это может быть и не просто. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению З.Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я». Эго явление было названо Фрейдом вторичным процессом, "исполнительным органом" личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

         Третья структура личности - «Сверх-Я» формируется в процессе жизни ребенка, механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». «Сверх-Я» - последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. Будучи морально-этической силой личности, «Сверх-Я» является следствием продолжительной зависимости от родителей,  далее функцию развития берет социум.

Структурно-функциональный анализ личности привел З.Фрейда к признанию трагичности человеческого существования: сложные взаимосвязи между различными пластами личности, принципами функционирования человеческой психики, влечения одновременно к созиданию и разрушению, стремления к продолжению жизни и уходу в небытие - все это во фрейдовской интерпретации человека служило подтверждением тех непримиримых антагонистических отношений, которые якобы существуют с момента рождения человеческого существа и до самых последних лет его жизни между сознанием и бессознательным, разумом и страстями. З.Фрейд считает, что механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах общества. Основной и в то же время роковой проблемой человечества З.Фрейд считал установление целесообразного равновесия между бессознательными влечениями человека и моральными требованиями культуры, между психической организацией личности и социальной организацией общества.

Список литературы

  1. Алексеев П. В., Большаков А. В. и др. Хрестоматия: Основы филосовских знаний. М., 1982.
  2. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М., 1977.
  3. Луков В.А. Зигмунд Фрейд: хроника-хрестоматия. М., 1999.
  4. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1991.
  5. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1990.
  6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.СПб., 1997.
Просмотров работы: 2158