Датой рождения межкультурной коммуникации как науки можно считать 1954 год, когда вышла книга Э.Холла и Д.Трегера «Культура как коммуникация» («Сultura as Communications», где и был предложен этот термин. Позднее идеи, высказанные в этой работе, были развиты Э.Холлом в книге «Немой язык» (1959), где автор показал тесную связь культуры и коммуникации. В 60-е годы межкультурную коммуникацию стали преподавать в некоторых университетах США, позднее эта наука пришла в Европу и Россию. В Европе межкультурная коммуникация нашла практической применение. В связи с созданием ЕЭС резко возрос поток товаров, капиталов и людей, перемещавшихся по территории Европы, что порой приводило к конфликтам, решать которые помогала эта наука [1].
Сейчас в мире существует порядка 500 различных определений понятия «культура». В конечном итоге под этим термином собирается все, что создано человеком. У каждого отдельного человека имеется своя культура, присущая только ему. Но человек - существо общественное. Нация, к которой он принадлежит, тоже имеет свою культуру. Язык, фольклор, обычаи, образ жизни и т. д. каждого народа уникальны. Усваивая их, человек приобщается к культуре своего народа, познает окружающий мир и самого себя. Как культура отдельного человека, так и национальная культура изменяются, развиваются и совершенствуются. Этот процесс особенно быстро идет при контактах с культурами других социальных групп и культурами других народов [2].
Процесс эволюции этносов зависит от социальных и политических процессов, происходящих в мировой истории. Разные этносы, вовлеченные в общий социально-исторический процесс, образуют единый этнос (пример - мусульманство). При контактах двух культур обычно более развитая культура поглощает менее развитую (в течение достаточно длительного времени). Примеры - Китай и Россия. Но бывают и исключения (падение Римской империи). Этот процесс может происходить мирно, но история говорит о многочисленных «приобщениях к культуре» огнем и мечом (начиная с Ветхого завета и вплоть до наших дней). Ясно лишь одно - изолировать народ от контактов с культурами других народов еще никому не удавалось (пример - Япония) [3].
Обычно процесс взаимодействия и взаимопроникновения культур протекал довольно медленно, с появлением индустриального общества он ускорился, а на рубеже 2 и 3 тысячелетий приобрел глобальный характер. Этому способствуют задачи, стоящие сейчас не только перед разными людьми в разных странах, но и перед человечеством в целом (мир на планете, обеспечение растущего населения водой и продовольствием, технический прогресс, правовая культура, экология). Это привело к расширению контактов между отдельными гражданами, социальными группами, государствами. Становясь участниками любого рода межкультурных контактов, люди взаимодействуют с представителями других культур, зачастую существенно отличающихся от их родных.
Рост объема информации способствует динамическому развитию социокультурных процессов, ориентирует человека на ускоренную адаптацию к информационному потоку. Новые информационные технологии оказывают значительное влияние на формирование личности, образа жизни, сферы образования, которое должно стать базой для личности, живущей в информационном мире. Маршалл Макклюэн даже предложил получивший широкое распространение термин «Большая деревня» Имеется в виду, что сейчас Земля напоминает большую деревню - каждый житель планеты теоретически может поговорить с каждым, где бы они ни находились, - лишь бы они знали какой-то общий язык. Это стало возможным в результате развития современных электронных средств связи [4].
Все отмеченные процессы происходят и в России. Реформы общества привели к серьезным изменениям в культурном облике страны. Появились новые общественные группы - предприниматели, русские сотрудники иностранных фирм, политические лидеры разных движений. Этот процесс идет очень болезненно, сталкивается с недоверием властей и народа, некомпетентностью и коррупцией. Один из путей преодоления этого - налаживание контактов между государством и различными социальными группами. Растут экономические и политические контакты с другими странами, но для успешной работы надо учитывать особенности этих стран, иначе неизбежны взаимное непонимание и неприятие. Другие страны - это не только другой язык, кухня, одежда. Это и другой духовный мир, обычаи, образ мышления, другие ценности.
Наступает время, когда диалог культур становится важным условием развития человечества. Усвоение любой национальной культурой достижений других культур поднимает ее уровень. Характерная черта современности - выравнивание уровня всех культур. В связи с этим неизбежно встает вопрос - а должны ли мы брать все, что нам предлагают? У той же западной цивилизации есть много и такого, что для нас неприемлемо.
Процессы глобализации предполагают принятие разными национальными культурами системы общечеловеческих ценностей. Однозначной оценки глобализации нет. Одни видят в ней гарантию целостности мира и его развития, решения проблем, стоящих перед человечеством в целом, другие считают ее зарождением культурного империализма, вредным и разрушительным для большинства стран. Поскольку мы воспринимаем другие культуры через призму своей, то наши наблюдения ограничены ее рамками. Отсюда вывод - эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ее надо воспитывать.
Список используемой литературы