В последнее десятилетие, в связи с расширением международных отношений, особую теоретическую и практическую значимость приобрели вопросы межкультурной коммуникации. Международные отношения не ограничиваются обсуждением различных проблем на высоком правительственном и дипломатическом уровне, а все отчетливее становятся частью повседневной жизни.
Одной из проблем стремительно меняющегося мира является проблема формирования толерантного сознания. Такая многонациональная страна, как Россия, в которой живут представители более ста пятидесяти наций и народностей, не сможет жить и развиваться нормально, если не будет достигнуто равноправие народов независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры. Эта проблема характерна не только для России, но и для многих современных государств. Именно в этой связи толерантность как феномен массового сознания обретает свое предметное содержание в различных видах культурной практики, где она выступает в роли регулятора человеческой жизнедеятельности, тем самым, являясь идеальным образованием и входя в культурный арсенал того или иного сообщества. В таком значении толерантность выступает и как культурная норма, и как социальная необходимость.
Толерантность, чтобы превратиться в эффективное средство регуляции межкультурного сосуществования, должна стать не просто универсальной нормой и получить культурный смысл, но обязательно правилом общения с культурными ценностями вообще. Поэтому норма толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной цивилизации. Именно это изменяет как содержание, так и роль понятия толерантности в современном обществе. Быть другим - вполне естественно и вовсе не означает нести зло. Главное - суметь встать на место другого человека и увидеть мир его глазами, преодолеть нравственный эгоцентризм, постараться увидеть мир по-другому.
Создание приемов, приводящих к идентификации с другим человеком, - один из уникальнейших путей в культуре. Это сказалось на понимании толерантности как активного отношения к миру в отличие от пассивного страдания. Толерантность - важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.
Толерантность имеет свой механизм самореализации. Член общества как гражданин удостоверяет свое достоинство через признание достоинства иного и находит в этом подтверждение своей культуры. Проблема толерантности возникает лишь тогда, когда члены общества начинают «видеть» свою универсальную сущность. В зависимости от доминирующего в государстве общественного сознания складываются и различные типы толерантности. Любое многонациональное общество, то есть общество, не имеющее этнической, социальной и культурной однородности для обеспечения своей стабильности, нуждается в толерантности. При этом толерантность нельзя измерить, это абстрактное понятие.
Стабильность и благополучие мира в третьем тысячелетии во многом будут зависеть от способности молодого поколения проявлять терпимость, уважать иные культурные и социальные особенности, от воли и желания понять друг друга и сотрудничать друг с другом, искать и находить пути урегулирования социокультурных конфликтов.
Литература: