Каждая страна имеет свои особенности развития. Для России важное значение имеет менталитет русского народа. Обращение к особенностям формирования менталитета русской нации дает возможность более глубокого проникновения в смысл отечественной истории, понимания истоков российской государственности, осознания силы и слабости русского народа, что, в свою очередь, должно способствовать формированию нового ценностно-смыслового ядра русского менталитета, определяющего социально-психологические и нравственные установки народа. Поэтому целью моего исследования будет изучение русского менталитета, без учета которого крупные социальные изменения уклада жизни русского народа не могут быть произведены.
В современной культурологической и философской литературе понятие «менталитет» употребляется в многозначных смыслах и значениях. Многие понимают «менталитет» как национальное своеобразие, но это лишь часть определения психологического феномена. В своей работе же я хочу выделить наиболее полное и характерное определение этого термина. Итак, «менталитет» - это система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития данной конкретной общности и проявляющиеся в своеобычной поведенческой активности. «Менталитет» означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, глубинный, трудно рефлексируемый источник мышления, идеологии, веры, чувства и эмоций.
Почему же объектом своего исследования я выбрала менталитет именно русской нации? Прежде чем ответить на этот вопрос я хочу привести в пример высказывание известного русского философа И.Ильина о русской душе: "Русская культура, прежде всего, построена на чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Это они являются первичными силами и установками русской души, которая задает тон их могучему темпераменту. В качестве вторичных сил выступают воля, осознанная мысль, правовое сознание и организаторские функции. Следовательно, русский народ - народ сердца и совести. Здесь источник его достоинств и недостатков. В противоположность западному человеку здесь все основано на свободной доброте и на несколько мечтательном, порою сердечном созерцании. Отсюда и терпение, почти "божественная крепость" русского человека, простота и достоинство, "удивительно спокойное отношение к смерти" как предельной форме зла".
Это высказывание очень полно раскрывает глубинную сущность русского менталитета, приоритет которого состоит в духовных, а не материальных ценностях. Именно изучение богатейшей русской культуры и русской духовности, а также проблематики российского менталитета заинтересовало меня и является основополагающим в моей работе.
В своей работе я неоднократно обращалась к исследованию B.C. Барулина «Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя». Автор считает, что ментальность российского человека складывавшаяся веками, оказывает как созидательно-позитивное, так и разрушительно-деструктивное воздействие на судьбу народа. Особенно ярко, по мнению Барулина, разрушительно-деструктивное действие ментальных черт российского человека проявилось в выборе 1917 года. Партийно-государственный абсолютизм развил комплекс долготерпеливости, комплекс харизматического лидера и силовой комплекс в менталитете россиян, тем самым, закрепив в их смыслоценностном самоутверждении приоритетность не индивидуально-самореализационного, а социально-идентификационного начала.
Я согласна с этим мнением и хочу добавить, что российский менталитет складывался веками, с давних времен, и каждый период времени оставлял в нем свой, неповторимый след. Знание духовных основ предшествующих поколений, поможет современным россиянам разобраться в новых, резко изменившихся жизненных условиях и сделать осознанный, осмысленный выбор в новой, неведомой предкам исторической ситуации. Менталитет русского народа также играет неоднозначную роль в поиске оптимальных путей развития современной России. Именно это и актуализирует мое исследование.
Так в чем же заключается сама сущность российского менталитета?
Когда мы произносим «советский человек», то подразумеваем под этим «русский человек». Но как только вместо определения «русский» ставишь другое - скажем, «немецкий», «итальянский» или «американский», то словосочетание как будто теряет всякий смысл. Не звучат и такие словосочетания, как «украинский человек», «таджикский человек», «казахский человек» или «латвийский человек». Мы скорее сказали бы «таджик», «казах», «латыш» или «прибалт». А «русский человек» - звучит. И не только звучит, но и имеет вполне определенный смысл.
Далее я хочу указать на некоторые черты нашего характера, в которых отражаются установки на определенный тип организации русской жизни, высвечивающие базовые ценности русского сознания.
Что касается русской нации, то можно сказать, что в Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого. Своеобразие русской природы, ее капризы и непредсказуемость отразились на складе ума русских, на манере его мышления. Житейские неровности и случайности приучили его больше обсуждать пройденный путь, чем соображать дальнейший, больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед.
Суровость и скупость природы России научили русского человека быть терпеливым и послушным. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Русским издавна наряду с земледелием приходилось заниматься и всякого рода ремеслами. Этим объясняется практическая направленность их ума, ловкость и рациональность.
Также стоит отметить наклонность русских дразнить счастье, играть в удачу. В.О. Ключевский назвал это качество «великорусским авосем». Жить в непредсказуемых российских условиях можно только с неисчерпаемым оптимизмом. В рейтинге национальных черт характера, составленном на основе опроса журнала Reader´s Digest, проведенного в 18 европейских странах в феврале 2001 г., это качество у россиян оказалось на первом месте.
Время выявило еще два фундаментальных качества - чувство мощного единения друг с другом («как мир, так и я») и возникшее из многовекового опыта жизни примирительное отношением к народам-соседям.
Государственное овладение необъятными пространствами наше родины сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил, подавлением любой инициативы, исходившей «снизу». Централизация отразилась на русском духе двояко: во-первых, великоросс решил, что тот, кто управляет такими обширными пространствами, представляющими собой Россию, и великим народом - чуть ли не сверхъестественного происхождения. Отсюда - культ личности, чувство благоговения к «царю-батюшке» в душе русского народа.
«Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности», - отмечал Н.А. Бердяев. Отсюда и русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности русских людей.
Мне очень понравилось высказывание Ильина: «От чувства, что наши богатства обильны и щедры, в нас разлита некая душевная доброта, некое органическое, ласковое добродушие, спокойствие, открытость души, общительность... всем хватит, и еще Господь пошлет». В этом, по моему мнению, кроются корни русского великодушия, открытости и искренности.
Православие воспитало в русском народе духовность, всепрощающую любовь, отзывчивость, жертвенность, душевную доброту.
Русский человек ощущает себя не только подданным страны, но и частицей огромной культурной общности, нации. Это взрастило у россиян необыкновенный патриотизм, доходящий до жертвенного героизма. А.И. Герцен писал: «Каждый русский сознает себя частью всей державы, сознает родство свое со всем народонаселением». Особенно ярко это качество проявилось в ходе великой Отечественной войны, когда миллионы людей жертвовали собой ради спасения Родины.
В заключении мне бы хотелось привести четверостишие Ф. Тютчева. Эти строки, как никакие другие, дают точное и полное определение неповторимости российского менталитета и русской душе:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.
Еще П.А. Вяземский говорил: «Хотите, чтобы умный человек, немец или француз, сморозил глупость, - заставьте его высказать суждения о России. Это предмет, который его опьяняет и сразу помрачает его мыслительные способности». К глубокому сожалению, время не имеет обратного хода. Не в нашей власти обратить вспять историю, чтобы вернуться к истинным народным истокам жизни. России - наша родина стала великой и могучей страной, о которой знают во всем мире и с которой считаются.