КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ СУБКУЛЬТУР - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ СУБКУЛЬТУР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен субкультуры, на его роль в исторической динамике. Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как в современном мире многие субкультуры развились в крупнейшие образования, отлично видные обывательскому взгляду и заметно влияющие на человеческий социум.

С точки зрения культурологии субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.

Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Хотя появление термина "субкультура" в научной литературе возводят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятие «субкультура» интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подходов к изучению и описанию данного явления. Кратко охарактеризуем их.

  1. Системно-динамический подход заключается в представлении субкультуры как сложной системы, претерпевающей фазовые преобразования.
  2. Синергетический подход описывает взаимодействия субкультур как хаотически разворачивающийся процесс.
  3. Информационный подход представляет образ субкультуры как сочетания социальных феноменов с информационными.
  4. Иерархический подход интерпретирует культуру как иерархически организованную систему.
  5. Экологический подход рассматривает субкультурные общности как целостные образования в широкой социокультурной среде.

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность таких параметров как, знание, ценности, образ жизни, стиль, потребности и склонности. Расскажем о каждой составляющей.

  1. Знание: под этим понятием имеется в виду вся совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, отталкиваясь от которых индивид выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем.
  2. Ценности - компонент социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект в том случае, если таковой объект служит фокусом стремлений, желаний групп или отдельных лиц.
  3. Стиль и образ жизни: стиль жизни понимается как выражение определенного типа поведения людей. Образ жизни охватывает совокупность видов жизнедеятельности, принимаемых в совокупности с условиями жизни, которые ее определяют.
  4. Потребности - состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию этой нехватки.
  5. Склонность - желание заниматься определенным видом деятельности. Склонность формируется и развивается под влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Примерами субкультур является:

  1. Музыкальные субкультуры. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей. Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты - мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке в конце 70-х появилась хип-хоп культура. Для неё характерны своя музыка, свой жаргон, своя мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали эмо-киды и кибер-панки.
  2. Арт-субкультуры: большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или хобби. Увлечение японской анимацией породило фэндом «аниме», который в итоге перерос в субкультуру отаку или анимешников.
  3. Индустриальные и спортивные субкультуры: часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры. К спортивным субкультурам можно отнести паркур, а также футбольных фанатов и байкеров.
  4. Контркультуры: наиболее из старейших контркультур является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц нарушающих закон от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

Тема субкультур - это одна из интереснейших тем, изучаемых в культурологии. Она обширна и многогранна. Она жизненна и наблюдается каждый день. Субкультуры не стоят на месте, они развиваются и изменяются. Они все шире охватывают человечество, и утверждение, что каждый человек хоть «немного» принадлежит к какой-либо субкультуре, уже не кажется такой абсурдной, как, скажем, 100 лет назад. Субкультуры приносят в нашу жизнь новые идеи и ценности, и я считаю, что это без преувеличения один из движущих факторов культуры.

 

Список литературы:

  1. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1996. 591 с.
  2. Савельев Ю.Б. Взаимодействия субкультур как фактор социокультурного развития. Киев, 1997. 26 с.
Просмотров работы: 88