ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Человечество не единообразно, и это, одно из его безусловных преимуществ. Однако сосуществование обществ с разными культурами, традициями, образом жизни, ценностными установками и конфессиональной приверженностью чревато серьезными сложностями, особенно в ситуации, когда «мир становится более тесным» [6, С.35]. Несовпадение взглядов по многим вопросам современной жизни более всего наблюдается во взаимоотношениях Запада и Востока, что нередко приводит к тяжелым последствиям. Поэтому под диалогом культур, т.е. совместным общежитием, сотрудничеством людей, принадлежащих к разным культурам, чаще всего понимают диалог между Западом и Востоком. Многочисленные примеры сотрудничества представителей различных западных и восточных стран, разных культур, традиций и вероисповеданий во время природных или техногенных катастроф свидетельствуют о возможности такого диалога, о том, что существует в человеческом обществе нечто, что позволяет в моменты наивысшего напряжения сил преодолевать все различия и преграды. Таким объединяющим фактором межкультурной коммуникации могут выступать основные или близкие нравственно-этические нормы, выработанные на протяжении веков человечеством [4, С.63]. В этой связи исключительно важное значение имеет золотое правило нравственности, издревле известное в религиозных и философских учениях Востока и Запада,  - «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» [1; 2, С.171-172].

          Золотое правило нравственности мы находим в «Махабхарате» (Мокшадхарма. Кн. 12, гл. 260), в изречениях Будды (Джаммапада. Гл. X 129, гл. XII 159) [1; 2, С.171]. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Лунь Юй, 15, 23) [1; 2, С.171-172]. Из древнегреческих источников следует указать на Гомера (Одиссея, V, 188-189) и Геродота (Истории. Кн. III, 142; VII, 136) [2, С.172]. В Библии золотое правило нравственности упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов., 4, 15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лук., 3, 31; Матф., 7, 12) [1; 2, С.172]. При этом евангельская формулировка золотого правила считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матф., 7, 12). В Коране золотое правило нравственности не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда [1; 2, С.172]. В текстах античной философии золотое правило встречается редко и всегда как требование житейской нравственности, но не как теоретически санкционированный принцип. Оно приписывается двум из семи мудрецов - Питтаку и Фалесу. На вопрос, как прожить жизнь самую лучшую и праведную, Фалес ответил: «Если сами не будем делать того, в чем упрекаем других» [5, С.103]. Таким образом, золотое правило нравственности принадлежит многим мировым религиям (авраамическим, дхармическим), конфуцианству и античной философии.

          Возникшее на заре цивилизации, золотое правило нравственности характеризуется широким общечеловеческим кругозором и гуманистической завершенность, к которой нечего прибавить даже в современную эпоху глобализации. Гуманистическая зрелость золотого правила заключается в том, что оно в свернутом виде содержит этическую стратегию поведения, сформулированную в противовес моральным устоям первобытного (доцивилизованного) строя жизни, который держался на двух принципах: 1) изначальном и безусловном разделении людей на «своих» и «чужих»; 2) коллективной ответственности индивидов в пределах родовой общности  [1]. По контрасту с ними золотое правило нравственности постулирует качественно иные принципы: 1) равенства людей независимо от какой бы то ни было их групповой принадлежности; 2) индивидуальной ответственности поведения  [1].

          Одновременное появление золотого правила в разных культурах объясняется типологическим сходством эпох, которые проживали эти культуры. Первые упоминания о золотом правиле нравственности относятся к так называемому «осевому времени» - середине I тысячелетия до н.э., когда  по ойкумене прошла волна духовных реформ, в ходе которых появилось представление о человеке как личности, непосредственно ответственной за добро и истину перед божественным началом мира [3, С.306]. Открытие человека как личности, состоявшееся в «осевое время», заключается в установлении того, что наряду с первой, физической природой человека, существует еще вторая - социо-культурная природа. Вторая природа человека  - мир обычаев, законов, нравов, -  зависит от того, как люди строят отношения между собой в той части, в какой эти отношения зависят от них самих, от их сознательной воли. Открытие человеком своей второй неприродной природы, которая закрепляется в культуре и определяется характером его отношений с другими людьми, актуализировало вопрос о нравственном качестве межчеловеческих отношений [1]. Найденный ответ заключался в том, что отношения людей друг к другу, определяющие основу мира культуры,  должны характеризоваться взаимностью [1]. Краткой формулой взаимности отношений людей друг к другу, их общественных отношений, человечности этих отношений и стало золотое правило нравственности.

         Однажды возникнув, оно прочно вошло в культуру, осело в массовом сознании в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости, стало основополагающим мировым этическим принципом. Заключенная в золотом правиле схема нравственного мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений. Эта схема является действенной, работающей, поскольку ее каждодневно и весьма успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал о золотом правиле. Следует отметить, что исторически данное нравственное требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, правило, предписание, заповедь, основной принцип, поговорка, и т.д.  Название «золотое правило» за ним закрепилось только с конца XVIII в. [2, С.171].

          Золотое правило нравственности укоренено во всех представленных в современном мире культурах, что позволяет рассматривать его в качестве гарантии взаимопонимания между различными культурными традициями. Важно подчеркнуть, что золотое правило отвлекается от всех характеристик индивида за исключением одной - способности быть причиной своих собственных действий [1]. Оно имеет дело не с группой людей, а с человеком в качестве субъекта, ответственного за то, что он делает. Реализация золотого правила нравственности предлагает один из исторически апробированных и действенных путей преодоления разрушительно-конфликтного потенциала межкультурных отношений, который заключается в том, чтобы переводить эти отношения из межгрупповой формы в межличностную, когда индивиды представляют не кого-то, а самих себя в своем индивидуально-ответственном мышлении и поведении.        

Литература:

  1. А.А.Гусейнов. Золотое правило нравственности. - http://ethicscenter.ru/ed/school3/materials/guseinov_gr.html.
  2. Золотое правило нравственности / Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г.Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - XVI, 731 с. - С.171-173.
  3. Культурология: учебное пособие / Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 480 с.
  4. Нравственно-этическая основа диалога культур / Е.В.Кухарева // Азия и Африка сегодня. - 2006. - № 7. - С.63-66.
  5. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.I. М., 1989.
  6. Хантингтон С.Столкновение цивилизаций? //Полис. - 1994. - № 1.
Просмотров работы: 99