МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЗАДАЧА КУЛЬТУРОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МИРА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЗАДАЧА КУЛЬТУРОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО МИРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

          Сегодня овладение знаниями и навыками коммуникации, в т.ч. и межкультурной, диктуется практическими потребностями современной реальной жизни. Это связано, в первую очередь, с тем, что в современном мире в ситуации глобализации проблема взаимопонимания между народами становится всё более и более острой. И одна из главных задач - научиться преодолевать трудности, возникающие при контактах, общении, а иногда и столкновении представителей разных культур, которые обусловлены различием их исторического, политического и культурного развития. Тем более что эффективная межкультурная коммуникация не может возникнуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться. 

          Такое направление развития и воспитания гармоничного человека и полноценного гражданина, как культура межнационального и межкультурного общения, по нашему мнению, должна обеспечивать именно культурология - наука, изучающая культуру и наиболее общие закономерности её развития. В этой связи одной из частей дисциплины должен стать раздел «Межкультурная коммуникация», который должен познакомить студентов с нормами, правилами и стилями межкультурной коммуникации. Сравнение ценностных систем представителей восточных и западных культур должно способствовать формированию толерантности, так необходимой современному человеку. Кроме того, систематизация знаний в этой области должна отвечать цели углубления представлений о собственных культурных традициях, поскольку лишь знание культуры и языка с иным мышлением приводит к надлежащему пониманию собственной культуры. Студенты, завершившие изучение данного раздела, должны знать способы преодоления коммуникационных барьеров, иметь представление о формах поведения в тех или иных ситуациях межкультурного общения.

          Вместе с тем очевидно, что студент не сможет обучиться межкультурной коммуникации при отсутствии знаний по истории культуры. Современный мир и все его уникальные культуры почти полностью поглотил процесс глобализации, все яркие отличия народов и этносов превратились в бледные оттенки неповторимости каждого из них. Однако сами отличия не исчезли. Изучение этих отличий поможет понять, что представители разных культур имеют разные, зачастую несовместимые, взгляды на жизнь и мир, а значит, стать терпимее и избежать, в конечном счете, обострения межэтнических противоречий и роста этнокультурного идентитета. Межкультурное воспитание - не достойная ли задача для культурологии? Межкультурное воспитание отвергает культурную гегемонию какого-либо этноса, ассимиляцию культур малочисленных народов, способствует культурной самоидентификации и выстраиванию межкультурного диалога.

          В этом смысле показателен опыт Швеции. Во второй половине 1990-х гг. группа преподавателей из Стокгольма разработала тридцатичасовой экспериментальный курс для школ в районах, где проживает большое число эмигрантов, преимущественно с мусульманского Ближнего Востока (из Турции,  Ливана, Сирии, Ирака и Ирана). Эти группы "новых шведов" прибыли из стран с разными социокультурными условиями, что явилось серьезным испытанием для образовательных учреждений, призванных объединить их для мирного сосуществования. С этой целью в школах этих районов Доротея Розенблад вместе с коллегами ввела курс "Амбар Авраама" - "дети Авраама". Обращаясь к основному общему материалу иудаизма, ислама и христианства и знакомя с ними учеников через изложение сюжетов, драму, танец, живопись, преподаватель не только применяет культурную перспективу диалога между молодыми представителями различных культур, но и подробно разбирает основы главных мировых религий. Несмотря на древность, традиционные сюжеты Ветхого Завета и Корана вполне оказываются соотносимыми с опытом личных переживаний, межличностных отношений, деталями обыденной жизни. На разных этапах курса ученики знакомились с большим количеством соответствующих фрагментов Ветхого Завета, Нового Завета, Корана. Каждый слушатель был снабжен Библией и Кораном. Различия между тремя Авраамовыми традициями очевидны, но налицо также и сходства. Сосредотачиваясь на сходных чертах мировых религий, юные представители разных культур постигают общее культурно-историческое наследие. Эта и другие темы, которые затрагивают шведские преподаватели в ходе этого оригинального курса, позволяют детям увидеть эти сходства, понять общность корней трех традиций, а, следовательно - стать ближе друг к другу, понять представителя иной культурной среды.

          Российская культурология, обладая, прекрасной теоретической базой, вполне может представить несколько вариантов подобного рода методик, взяв на себя эту важную функцию, - воспитание терпимости и толерантности, а, тем самым, заявив о своей практической направленности и значимости в условиях поликультурного российского общества.

 

Литература:

  1. Чукуров А.Ю., Кривич Н.А. Межкультурные коммуникации в процессе социально-культурной адаптации. - http://www.pianism.ru/chukurov.html.
Просмотров работы: 124