АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК ОСВОЕНИЕ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АККУЛЬТУРАЦИЯ КАК ОСВОЕНИЕ ЧУЖОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

          Исследования различных проблем межкультурного взаимодействия и диалога культур приобретают в последнее время всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции. В современном обществе с проблемами межкультурных коммуникаций мы сталкиваемся все чаще: передвижения между странами и континентами значительно упростилось, а процесс интеграции всех культур в одну мета-культуру - дело грядущих веков, а  возможно и тысячелетий.

          Так что же такое - аккультурация? Аккультурация - это процесс и результат взаимного влияния различных культур, при котором реципиенты одной культуры перенимают нормы, правила, ценности и традиции другой культуры. В процессе аккультурации каждый человек вынужден одновременно решать две проблемы: сохранения своей культурной идентичности и включения в чужую культуру. В современной науке аккультурацию принято рассматривать в двух аспектах: психологическом и социокультурном. Психологический аспект представляет собой достижение психологической удовлетворенности в рамках чужой культуры. Социокультурный аспект заключается в умении свободно ориентироваться в новой культуре, успешно решать повседневные проблемы в семье, быту, на работе. Существует четыре основных стратегии аккультурации: ассимиляция, маргинализация, сепарация и интеграция.

          Ассимиляция - (лат. assimilatio - уподобление) в социологии и этнографии - потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

          Ассимиляция может носить как добровольный характер - увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п., так и принудительный (насильственный) характер - завоевание, численное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых проявлений. В этом случае человек полностью идентифицируется с новой культурой, принимает ее ценности, правила и нормы, отказываясь при этом от норм и ценностей своей прежней культуры.

          Маргинализация - социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е гг. для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп, дестабилизирующих их социальное положение. Для эмигрантов маргинальность характеризуется потерей идентичности с собственной культурой и одновременно отсутствием идентификации с новой.

          Адаптация к нормам культуры доминирующей группы неизбежно влечет за собой психологический стресс у представителей адаптируемой группы. Как следствие, понимание незначимости собственной культуры, осознание зависимости своего положения, бессилие, одиночество, ощущение враждебности окружающего мира и ответная враждебность, а также статус чужестранца, постоянно оборачивающийся дискриминацией, - такими могут быть аспекты психологического состояния адаптируемой группы. Этот феномен в антропологии, социальной и межкультурной психологии называется стрессом адаптации. Внедряясь в иную культуру, чужестранец испытывает неуверенность и беспокойство. Эта естественная реакция на озабоченность своим статусом и местом в чужом обществе может перерасти в непреодолимый страх, недоверие и, в крайнем случае, как последнее средство самозащиты, может спровоцировать возвращение на родину (репатриацию).

          Сепарация - (лат. separatio - отделение) отрицание чужой культуры при сохранении своих этнических особенностей. Стремясь сохраниться в рамках своей культуры, переселенцы, беженцы, эмигранты иногда образуют компактные поселения в мегаполисах, такие, например, как российский Брайтон Бич в Нью-Йорке. Замкнувшись в собственном кругу общения, они продолжают говорить на родном языке, игнорируя английский, уклоняясь от влияния доминирующего окружения и сберегая, насколько это возможно, атрибутику прежнего образа жизни. Однако культура этнических групп в инонациональной среде - это уже не культура этноса в чистом виде, это нечто модифицированное, приспособленное к новым условиям и являющееся неким исходным продуктом для образования более или менее устойчивой во времени субкультуры, на принципах которой формируется мировоззрение, адекватное новой необходимости.

          Если сепарация носит вынужденный характер, то есть возникает в результате дискриминационных действий доминирующего большинства, то она становится сегрегацией. Сегрегация (лат. segregatio - отделение) - политика принудительного отделения какой-либо группы населения. Однако в большинстве стран, где некогда существовала административная сегрегация, она до сих пор поддерживается де-факто по расовым, языковым, национальным, религиозным признакам и не только на бытовом уровне, приобретая новые, более изощрённые формы. Так, в США до сих пор успешно поддерживается система сегрегации учебных заведений, спальных районов, торговых центров, различных учреждений и т. д.

          Интеграция представляет собой идентификацию как с новой, так и со старой культурой, взаимное приспособление доминантной и недоминантной групп, признание обеими группами права каждой из них жить как культурно самобытный народ. Интеграция возможна, если взаимодействующие группы большинства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию: интегрирующаяся группа готова принять установки и ценности новой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права и ценности, адаптируя социальные институты к потребностям этих групп.       

          Еще недавно исследователи считали, что наилучшей стратегией аккультурации является полная ассимиляция с доминирующей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается достижение интеграции культур, дающее в результате бикультурную и мультикультурную личность. 

          Считается, что успешность аккультурации определяется этнической идентичностью и этнической толерантностью. Интеграции соответствует позитивная этническая идентичность и этническая толерантность, ассимиляции - негативная этническая идентичность и этническая толерантность, сепарации - позитивная этническая идентичность и интолерантность, маргинализации - негативная этническая идентичность и интолерантность.

Литература:

  1. Лян Летянь. Проблема межкультурного отношения в современном мире. - http://www.ibl.ru/konf/041208/68.html.
  2. Портал Википедия - http://ru.wikipedia.org/.
  3. Савруцкая Е.П. Феномен коммуникации в современном мире/ Сборник научных трудов "Актуальные проблемы теории коммуникации", СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - С. 75-85.
  4. Руслан Тотров. Межкультурные отношения: мировоззрение и адаптация. Из опыта американских исследований. - http://www.e-xecutive.ru/community/articles/631218/.
  5. Dodd, C.H. Dynamics of intercultural communication. Boston, MS: McGraw Hill, 1998.
Просмотров работы: 4577