ЧЕЛОВЕК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЧЕЛОВЕК КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

«Я - единственный на свете человек, которого мне бы хотелось узнать получше», - слова английского писателя Оскара Уальда актуальны в наше время, когда индивидуальность человека становится очень значима. Каждый человек не раз в своей жизни задавался вопросом: «Кто Я?», «Каково мое предназначение?». Кто-то находил ответ, а кто-то нет. Эти вопросы задаются людьми в разном возрасте, но особенно часто тогда, когда человек оказывается на перепутье многочисленных дорог, когда ему предстоит выбирать, это период «взросления», вхождение во взрослую жизнь.

Человеку свойственно «самокопание». Он нуждается в самооценке собственных свойств, способностей и особенностей, включая физические, нравственные, личностные. Самоидентификация - часть более общего процесса социальной идентификации, в ходе которого человек определяет себя по отношению к группам и общностям. В философии Античности много внимания уделялось человеку. «Познать самого себя - значит найти понятия нравственных качеств, общих всем людям», - говорил древний философ Сократ. Человек анализирует свои взгляды и ценности, сравнивает их с другими. У него формируются убеждения, принципы на основе полученного опыта, эстетических идеалов, моральных ценностей. Но узнать себя полностью, наверное, не сможет никто. «Только пустые люди знают себя», - говорил Оскар Уальд. Он прав, ведь все равно останется какое-то свойство, какая-то неизвестная черта характера, но познавать себя надо. Диана Сеттерфилд в «Тринадцатой сказке» пишет: «Когда ты есть ничто, пустое место, остается только дать волю фантазии. Ты стараешься хоть чем-то заполнить пустоту». Нам нужно понять, кем мы могли бы стать, для того, чтобы понять, какие мы есть, изменить, подкорректировать себя. Ведь только корректируя, начиная с малого, мы делаем мир, наш общий мир, лучше.

Мир - это совокупность человеческих качеств, состояний, эмоций, отношений.Это не толпа, а каждый человек по-отдельности, индивидуальности, которые в сумме образуют человечество, мир людей. Ведь «принимая себя такими, каковы мы есть, мы лишаемся надежды стать теми, какими должны быть». Каждый человек узнает о своем «Я», когда оно рождается в его сознании. «Мир - это твоя ученическая тетрадь, на страницах которой ты решаешь свои задачи. Он не есть реальность, хотя ты можешь выразить реальность в нем, если захочешь. Ты также волен написать чепуху, или ложь, или вырвать страницу», - написал Ричард Бах в своем произведении «Иллюзии».

Философия Возрождения - это не просто усвоение Античности, это оригинальная переработка традиций аристотелизма, платонизма и т.д. Гуманистический период эпохи Возрождения характеризуется глубоким интересом к ценности человека как личности с ее правом на проявление своих потребностей, счастье, свободу. Итальянский поэт, гуманист, исследователь древности, Франческо Петрарка, писал: «Раз нельзя быть внешне тем, чем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать».

Федор Михайлович Достоевский, русский писатель, создатель социально-философского и психологического романа, считал, что человек поступает всегда согласно собственной выгоде, желает вредного и глупого, чтобы иметь право делать то, что он хочет. «Признание человеческой личности и свободы ее, а стало быть, и ее ответственности есть одна из самых основных идей христианства».

Со временем наука продвинулась далеко вперед, знания пополнились. В XX веке Зигмунд Фрейд, австрийский врач, психолог, философ, создал психоанализ. Одним из основных и принципиально важных моментов психоаналитического учения З. Фрейда стало новое понимание природы и сущности человека. Он разработал структуру личности человека, включавшую в себя три взаимодействующие сферы: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер Эго (Сверх Я). Американский психиатр, Томас Сас, сказал: «Найти себя невозможно - себя можно только создать». Но создать, не значит не понять, напротив, создать, то есть «переработать» себя, изучить. Человек принадлежит к определенной культуре, которая в значительной мере обусловливает его поведение, привычки и образ мыслей.

В современной художественной литературе очень часто поднимается проблема человека, его поиски и вечные вопросы. Известный бразильский писатель и поэт, Пауло Коэльо, в произведении «Брида» написал: «Чем больше ты узнаешь о себе, тем лучше постигнешь мир». Его слова еще раз подтверждают написанное мной ранее: все взаимосвязано, человек - творец и открыватель мира. Поступок одного человека затрагивает всех людей: «в одном месте тронешь - в другом конце мира отдается».

Противопоставляются вышесказанному следующие слова из «Эммауса» Алессандро Барикко: «Мы никогда не сумеем что-либо по-настоящему понять. Ни наших родителей, ни наших детей - а может, вообще что-либо в этой жизни». Думаю, что попытаться понять хоть что-то, малую часть, стоит. Конечно, мы никогда не отыщем ответы на все наши «жизненные» вопросы. Но с другой стороны - там, где есть вопрос, должен быть ответ. Как писал Пауло Коэльо: «Этот мир привела в движение ошибка. Никогда не бойся ошибиться...Никогда не переставай сомневаться. Если сомнения покинули тебя, знай - ты остановился на полпути».

Лев Толстой в статье «Верьте себе», опубликованной в 1906 г. в молодежном журнале, писал, адресуя слова юношеству: «Верьте себе, выходящие из детства юноши и девушки, когда впервые поднимаются в душе вашей вопросы: кто я такое, зачем живу я и зачем живут все окружающие меня люди? И главный, самый волнительный вопрос, так ли живу я и все окружающие меня люди? Верьте себе и тогда, когда те ответы, которые представятся вам на эти вопросы, будут несогласны с теми, которые были внушены вам в детстве... Верьте себе, когда главное желание вашей души будет то, чтобы самому быть лучше, я не скажу: совершенствоваться, потому что в самосовершенствовании есть нечто личное, удовлетворяющее самолюбию, а скажу: делаться тем, чем хочет тог бог, который дал нам жизнь. Верьте себе и живите так, напрягая все свои силы на одно: на проявление в себе бога, и вы сделаете все, что вы можете сделать и для своего блага, и для блага всего мира».

Во все времена человек являлся центром обсуждений, противоречий, открытий. Человек, его сущность - казалось бы такая простая действительность. Но никто так и не может узнать все грани, все возможности и состояния человека. И я уверена, что человек, как кладезь новых открытий, себя никогда не исчерпает. «Превосходная должность быть на земле человеком. Человек - это звучит гордо», - М. Горький.

Просмотров работы: 115