СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ Н. ДАНИЛЕВСКОГО И К. ЯСПЕРСА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ Н. ДАНИЛЕВСКОГО И К. ЯСПЕРСА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Русский ученый, славянофил Николай Яковлевич Данилевский впервые в широком объеме поставил принципиальные вопросы, которые составляют содержание культурологии. Книга «Россия и Европа» отличается своей исключительностью, она стоит как бы в стороне от основного русла развития русской социологии и философии.

Н.Я. Данилевский утверждает, что не существует единой истории человечества. История осуществляется на принципе смены культур, каждая из которых живет своей собственной, обособленной, самодостаточной жизнью. Схема истории, таким образом, представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а линии развития культур расходятся.

Николай Яковлевич пытался выделить четыре вида человеческой деятельности:

  • религиозная, связанная с выработкой мировоззрения;
  • политическая, создающая государственно-правовую систему;
  • «собственно-культурная» (научная, художественная, техническая);
  • «нравственно-экономическая», направленная на достижение справедливости и благосостояния, свободных и взаимовыгодных отношений в труде, в быту, в общественной жизни.

Культура дает «плоды» только тогда, когда люди смогли уберечь в ней и развить собственную индивидуальность.

Так же Н.Я. Данилевский считал, что необходимо продуманно «учиться» у другой культуры, не нанося вред самобытности собственной культуре. В 19-20 столетиях множество малых культур дописьменных народов было стерто с лица земли в результате давления европейского научно-технического комплекса и образования.

Теорию межкультурных взаимодействий, в которой нуждается человечество, еще только предстоит создать. Во взаимодействии культур есть еще много неясного, неизученного. Духовный центр культуры, традиции и обычаи народа нужно укреплять. Однако нельзя согласиться с категорическим утверждением Н.Я. Данилевского о том, что какие-либо социально-политические формы зрелой культуры и общественных наук не передаются другой культуре. Он считал, что каждое общество имеет особенную форму организации, что не существует универсальных общественных явлений и соответствующих им понятий. А это далеко не так. Примерами могут служить: труд, язык, власть, обычай, рынок, стоимость, товар, которые используются при описании и анализе всех обществ. Н.Я. Данилевский считал, что общая теория обществ невозможна.

Многое из концепции Н.Я. Данилевского не утратило своего значения и в наши дни. Но «ахиллесовой пятой» его теории было недостаточно обоснованное выделение культурных типов. Учитывая исчезнувшие и существующие сегодня малые культуры, этнографы насчитывают уже не десятки и не сотни, а тысячи самостоятельных культурных типов. С другой стороны, границы между ними в пространстве и времени провести гораздо труднее, чем представлялось Н.Я. Данилевскому. Ученый акцентирует роль внутренних и недооценивает роль внешних импульсов развития. Он как бы не хочет замечать стимулирующего влияния культур друг на друга. Между тем, факты говорят о том, что взаимовлияния культур играют решающую роль в истории. Любое выдающееся открытие, изобретение делается, как правило, один раз. Сильные и богатые культурные центры возникают на пересечении торговых и военных путей. Пример современной Японии, успешно воспринявшей когда-то китайскую культуру, а сегодня американскую и западноевропейскую, говорит о возможности оздоровляющего синтеза далеко отстоящих друг от друга культур. И, конечно, пример России, которая не только подражала Европе, но и осуществляла плодотворный синтез культур Востока и Запада, говорит против изоляционистских взглядов Н.Я. Данилевского.

Н.Я Данилевский отбросил важную в морально-политическом и философском плане идею исторического единства человечества, закрыл путь к анализу перспектив мировой цивилизации. Между тем, 20 век дал достаточно примеров развития в этом направлении. Утверждение единого правового, экономического и информационного пространства на планете становится все более настоятельным императивом выживания человечества. Организационно-технические и нормативные элементы мировой цивилизации - авиация, космонавтика, медицина, экология, транснациональные компании, международные общества и банки, Организация Объединенных Наций - укрепляются с каждым годом. Созданные в одной какой-то стране - христианство, русская классическая литература, психоанализ, джаз, футбол входят в мировое культурное наследие. Право, государственность, семья, логика, экологические принципы универсальны для всего человечества. Целенаправленный и избирательный обмен между культурами не принесет вреда, если он будет проводиться ответственными и компетентными людьми. Чем крепче международно-правовая и экономическая система мирового сообщества, тем свободнее может осуществлять обмен любая, даже самая малая культура, не боясь быть захлестнутой пороком чужеземных влияний.

В концепции немецкого мыслителя Карла Ясперса (1883-1969 гг.) центральными понятиями становятся единство истории, единство человечества, единство культуры, раскрываемые через концепцию «эпохи поворота» или «осевого времени». В отличие от Н.Я. Данилевского К. Ясперс настаивает на том, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. Весь путь становления культуры философ разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода:

  • доистория;
  • древние культуры;
  • период осевого времени;
  • технический век (расцвет которого относится к нашему времени).

Вот как характеризует К. Ясперс обозначенные им стадии развития культуры. Доистория - время создания человека, его биологических свойств, накопления им навыков и известных духовных ценностей. Это время лежит за пределом истории, так как об истории можно говорить только с момента появления письменных источников.

Следующий этап - древние культуры - связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного шара древнейших архаических культур. Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская и эгейская культуры, существовавшие примерно с 4000 г.; во-вторых, до арийская культура долины инда III тысячелетия; в-третьих, смутно сквозящий в воспоминаниях, оставивший скудные следы, архаический мир Китая II тысячелетия до н.э. Третий этап - осевое время - К. Ясперс относит к середине I тысячелетия до н.э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. Осевое время - один из четырех и наиболее важных этапов в культурно-исторической концепции К. Ясперса, время, когда человек начинает осмысливать бытие в целом и свое место в нем. Именно тогда произошел, с точки зрения К. Ясперса, самый резкий поворот в истории культуры. В это время, - пишет К. Ясперс, - происходит много необычайного. В Китае жили Конфуций и Лао-Цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили мо-цзы, чжуан-цзы, ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до материализма, скептицизма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра размышлял о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда. Все то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга".

Все эти весьма разные очаги культуры связывает то, что человек начинает осознавать бытие в целом, пытается познать самого себя и установить границы своих возможностей. Человек начинает ставить перед собой точные цели и искать пути их достижения. Укореняется и стремление человека к свободе. Происходит осознание свободы экзистенции (существования), прорастает и развивается индивидуальное сознание. В эту эпоху появились универсальные, фундаментальные и до сих пор используемые категории мышления. Рождается новый тип человека, способного к тончайшим абстракциям, стремящегося к свободе и счастью на земле и пытающегося достичь этого самыми разными способами. На основе концепции осевого времени К. Ясперс показывает, что синхронно возникшие в эту эпоху ценности являются показателем единства истории и человечества, что они образуют «идеальную» ось, вокруг которой с тех пор «кружится» реальная история человечества. Вначале осевое время ограничено в пространственном отношении, но исторически оно становится всеохватывающим. Народы, не воспринявшие идей осевого периода, остаются на уровне природного существования, уровне архаических культур.

Четвертый срез - технический век - представляет собой, по К. Ясперсу, начинающуюся с конца средневековья научно-техническую эру, которая явно заявляет о себе в ХVII в., приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в. И получает чрезвычайно быстрое развитие в XX в. К. Ясперс высказывает предположение, что не исключено продвижение человечества к новому осевому времени, способному породить основу подлинной человеческой истории.

Как мы видим, проблема периодизации культуры как научная проблема чрезвычайно сложна и у нее нет однозначного решения.

Просмотров работы: 110