Направление, боди-арт, возникло на ранней стадии авангарда, но получило особое распространение в период постмодернизма. Боди-арт иногда близок, но не тождественен, ряду явлений, возникших в русле контркультуры: нудизму, садомазохизму, натурализму, панк-культуре, хиппи-культуре, сексуальной революции.
Боди-арт (англ. Body-art - «искусство тела») - одна из форм авангардного искусства, где главным объектом творчества становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела.
Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах. Термин «боди-арт» не следуют путать с росписью тела (англ. Body painting), которая является лишь подмножеством боди-арта.
Боди-арт берет свое начало с росписи тел древних племен Америки, Африки и Азии, для них, правда, это имело религиозное значение. Боевая раскраска воинов перед охотой или сражением, красочные изображения, наносимые на тело перед религиозными обрядами, - это лишь предпосылки того, что мы сегодня называем боди-артом. Как и на протяжении многих веков, такое проявление человеческих чувств и эмоций остается актуальным и сегодня. Сочетание рисунков на теле с танцем, мимикой и жестами позволяет особенно ярко раскрывать ту историю, которую художник стремится представить. Графика и живопись, дизайн и парикмахерское искусство - это лишь малая толика того, что впитывает в себя боди-арт, который в своей нынешней интерпретации возник в 60-х годах XX века. Наиболее безопасный метод украшения своего тела - бодипейнтинг - роспись по телу, которая успешно дополняется росписью ногтей - нейл-артом. Тату и пирсинг - еще два проявления боди-арта, которые знакомы каждому. Традиции многих народов принесли в боди-арт модифицирование тела, поклонники которого раздваивают себе языки, делают эльфийские уши. Имплантация - один из самых популярных сегодня видов изменения собственного тела, который позволяет вживлять инородные тела под кожу. Боди-арт в скарт проявлении - это создание шрамов, имитирующих определенные узоры. Западные страны познакомились с искусством боди-арта в XVIII веке. Некоторые моряки, побывавшие в Австралии, Африке, Америке, привезли кроме занимательных историй и невероятных болезней, еще и рисунки на своих т Одни из первых в опыты в духе боди-арта относятся к 1910-м годам, когда русский футуризм в лице М. Ф. Ларионова провозгласил, что «пора искусству вторгнуться в жизнь» и что «раскраска лица - начало вторжения». Предлагая программу разного рода «раскрасок» и преобразований облика мужской и женской фигур, Ларионов реализовал эти идеи масочно-ряженного боди-арт применительно к себе и к своим товарищам. Разрисовав свои лица и превратив себя в живые художественные объекты, они вышли 14 сентября 1913 года на «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту.
Начиная с 1960-х годов боди-арт начал интенсивно развиваться в Европе, как часть эстетической революции авангардизма, направленной против духовной косности общества, как противопоставление себя прежним и в особенности общепринятым традициям творчества, равно как и всем окружающим социальным стереотипам в целом.
Представители боди-арта использовали своё тело, как материал или объект творчества, прибегая к разнообразным, подчас болезненным, манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, надрезами, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы, Ж. Пан (Франция) публично причиняет себе боль, Крис Бёрден (США) побуждает своего друга выстрелить в него в выставочном зале, Р. Шварцкоглер (Австрия) по кусочку отрезает собственную плоть и умирает от потери крови, что запечатлевается на фотоплёнку. «Роспись самого себя - преодоление самоистязание» и «бесконечно испробованное самоубиение», - так сформулировал крайний мазохистский, но типичный характер экспериментов боди-арта 1960-1970-х годов Гюнтер Брюс, основавший вместе с Отто Мюлем и Германом Ничем, венскую группу «Актионисмус» (Aktionismus, 1964). В том же духе совершали свои акции боди-арт Вито Аккончи, Деннис Оппенгейм, Крис Бёрден, Джина Пина, Марина Абрамович, а в России, уже с 1980-х годов, - А. Жигалов и Н. Абалакова (арт-групп «ТОТАРТ»), а с 1990-х годов - О. Кулик, О. Мавроматти , художники школы Ю. Соболева (арт-группа «Запасный выход» Царскосельский «Интерстудио»), Е. Ковылина, Лиза Морозова, М. Перчихина (Мышь).
Одновременно развивалось другое направление боди-арта, в котором тело художника становилось объектом гримировальных и костюмированных ряжений: начальные опыты такого рода относятся к середине 1930-х годов, а в 1960-1970-е годы подобные акции показывали англичане Гилберт и Джордж, а также Л. Онтани, Р. Хорст, Х. Вилке, П. Коттон, У. Лути, Ю. Клауке, Л. Кастелли, В. Трасов, П. Олешко, Р. и В. Герловины.
Боди-арт включает в себя несколько составляющих:
Роспись по телу, лег арт, бодипейнтинг (англ. body painting) - это искусство рисования на теле. Это самый распространённый вид боди-арта, в котором основное место занимает рисование на лице (фейс-арт) и теле. Общеизвестен нейл-арт - роспись ногтей. Менди - роспись тела с использованием хны, самая долговечная - держится три недели.
Роспись тела грязью или натуральными красителями существовала в большинстве ранних обществ, преимущественно на территории Австралии, Океании, Африки, Северной Америки и в некоторых частях Азии. Чаще всего она использовалась во время обрядов и религиозных церемоний, показывая перевоплощение человека или его социальный статус.
Индейцы расписывали красками своё лицо и в повседневной жизни. По используемым цветам и узорам можно было легко узнать, к какому племени он принадлежит, с кем это племя ведёт войну и многую другую информацию. Роспись лица среди актёров и клоунов используется и сейчас. Наиболее распространённая форма росписи тела - макияж, известная всем.
Татуирование (с полинезийского - «метка») - виды модификации кожи, заключающиеся во вживлении в слои кожи специального красящего пигмента. В отличие от росписи по телу рисунок сохраняется на всю жизнь. Сюда относятся перманентный макияж, а также, например, косметический татуаж бельма. Тату - термин, заимствованный из полинезийского языка, на таитянском диалекте слово «татау» обозначает рисунок. В английский язык это слово ввёл выдающийся английский путешественник Джеймс Кук. Он употребил его в отчёте о путешествии вокруг света, опубликованном в 1773 году. До этого татуировка в Европе была способом украшения и идентификации человеческого тела и, не выделялась отдельным названием. Используемые до Кука термины определяли татуировку в общей массе техник непосредственного украшения и обозначения человеческого тела. Иногда являлись заимствованными из жаргона и сленга различных общественных групп.
Пирсинг (англ. piercing - «прокол», «прокалывание дырок») - вдевание предметов в отверстия, сделанные с этой целью на теле или лице. Иногда к этому виду относят скайсы (накладки на зубы) и «глазные имплантаты» (накладки на белочную оболочку глаза). В ранних записях содержится мало информации о причинах и способах прокалывания. При изучении захоронений археологи обнаруживают достаточное количество украшений, однако из-за разрушений плоти трудно распознать, как именно украшение фиксировалось на теле. Помимо этого, современные упоминания о пирсинге пропитаны мифами, распространенными подвижником пирсинга Дугом Маллоем. В 1960х - 70х годах Маллой рекламировал пирсинг, подавая его как историческую традицию. Его статья Сводка о пирсинге тела и гениталий включала в себя ряд распространённых городских легенд, например, мифы о том что Принц Альберт изобрел одноименный вид пирсинга чтобы скрыть размеры своего большого члена под одеждой, а Римские центурионы прикрепляли свои плащи к кольцам в сосках. Некоторые из представленных Маллоем мифов были перепечатаны как факты и впоследствии представлены как часть истории развития пирсинга.
Шрамирование, скарификация, скарт (лат. scarifico - «царапаю») - специальное нанесение на тело шрамов, в законченном виде представляющих собой какой-либо рисунок или узор. Искусство шрамирования уходит своими корнями в глубокое прошлое. Еще в незапамятные времена представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов, а также это был непременный атрибут вступления в половую жизнь. На девичьих животах делались художественные надрезы, посыпаемые пеплом, чтобы шрамы выглядели более рельефными. Только после этого молодожёны могли остаться наедине. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени. У некоторых племён ритуал нанесения шрамов был ритуалом принятия мужчины в воины. В прошлые века «скарификация» представляла намного большее значение для людей, чем сегодня. Сейчас это только способ украсить тело, а у некоторых древних народов нанесение шрама определённого рисунка на лицо юноши, означало принятие его в воины.
Имплантация (лат. im - «внутрь» и лат. plantatio -- «сажаю») - хирургическая операция вживления в ткани чуждых организму структур и материалов. Декоративная имплантация известна человечеству очень давно. Она описана в священных книгах ацтеков и инков и до сих пор распространена во многих африканских странах. В племени Нуба девушкам имплантировали под кожу камешки или зернышки, узоры наносятся при наступлении зрелости и при рождении ребенка. В других племенах имплантация является одним из тотемических ритуалов: воссоединение с верховным существом. Одной из передовых и, прямо скажем, шокирующих тенденций в украшении тела стал так называемый трехмерный скин-дизайн, или декоративная имплантация. Если при пирсинге украшение лишь закрепляется в коже, то здесь оно полностью скрыто под ее поверхностью. Понятно, что впечатление от такого декора может варьироваться от таинственности и недосказанности до настоящего мистического ужаса: ведь никогда доподлинно не знаешь, что именно прячется внутри. Кроме того, внедрить что-то в себя означает допустить предельную меру интимности.
Сейчас модифицированные лица довольно часто можно встретить на футбольных матчах, вечеринках в стиле рейв, в готической культуре и среди молодёжи. Так же популярны такие методы рекламы на выставках и промо-мероприятиях, в ночных клубах, проводятся профессиональные конкурсы и фестивали, достаточно много их проходит в России. В основном, модификации используется для эстетических целей, но часто устраивают и боди арт шоу, когда модели полностью покрыты рисунками, шрамами, татуировками могут быть в необычных костюмах. В таких показах обычно расписывают обнажённых девушек.