ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становится содержанием размышлений.

Изучение качественных характеристик внимания младших школьников особенно актуально, т.к. эти особенности определяют уровни развития внимания и перспективы его дальнейшего развития и коррекции.

Мы воспринимаем не восприятие само по себе, и мыслит не сама мысль; воспринимает и мыслит человек - воспринимающая и мыслящая личность. Поэтому в каждом из изученных до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к субъекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании. Внимание своего содержания не имеет; оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект. Во внимании находит себе заостренное выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание - проявление этой связи сознания и предмета, который в нем осознается. Говорить о внимании, его наличии или отсутствии можно только применительно к какой-нибудь деятельности практической или теоретической. Человек внимателен, когда направленность его мыслей регулируется направленностью его деятельности, и оба направления при этом совпадают.

Проблемами исследования внимания занимались такие великие ученые как Ухтомский А.А., Нейсер У., Павлов И.П., Ланге Н.Н., Узнадзе Д.Н. и  другие, они выдвигали множество теорий внимания, но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой. По-прежнему продолжаются споры о природе внимания. Практически все исследования подчеркивают индивидуальность внимания. Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.

Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого патологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Действительно, в системе патологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. Поэтому часто внимание изучают как бы через призму других познавательных процессов. Темой нашего исследования является  изучение, развитие и коррекция внимания младших школьников. Из  вышеизложенного можно констатировать, что изучение закономерностей внимания младших школьников является одной из актуальных теоретических и научно-практических проблем.

Наше исследование направлено на изучение особенностей внимания и проведение коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками. Экспериментально мы изучали свойства внимания младших школьников (объем, концентрация, устойчивость, произвольность, продуктивность, избирательность), приёмы по развитию свойств внимания. Мы доказали, что  уровень развития внимания младших школьников может быть значительно повышен, если с этой целью использовать специально подобранный комплекс коррекционно-развивающих упражнений.

Просмотров работы: 5