ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях современной российской действительности все больше людей нуждаются в помощи специально обученного профессионала в области социальной работы. Для достижения максимальной эффективности социальный работник должен хорошо знать закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической чертой социальной работы как профессиональной деятельности. В связи с этим мы предприняли попытку выявить степень сформированности профессиональных коммуникативных умений у будущих специалистов по социальной работе - студентов специальности «Социальная работа» Ставропольского государственного университета. Исследование проводилось на базе экономического факультета, в  исследовании было задействовано 50 студентов 3-4 курсов специальности «Социальная работа». В качестве задач исследования мы определили следующие: определение  коммуникативных умений; оценка уровня общительности; оценка коммуникативных и организаторских склонностей у будущих специалистов по социальной работе. В исследовании осуществлялась  не только оценка собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника. В качестве основных методик исследования были определены следующие тесты. Тест «Оценка уровня общительности», состоящий из 15 вопросов, суммированные баллы определяют шесть уровней оценки; тест «Коммуникативные умения», включающий 25 вопросов, суммированные баллы определяют четыре уровня оценки;  тест «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей», в котором  суммированные баллы также определяют четыре уровня оценки.

 По проведенному тесту «Оценка уровня общительности» мы получили такие результаты. 18% человек в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают (1 уровень). У 20% человек  нормальная коммуникабельность, любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости (2 уровень). У 28% человек общительность бьет ключом. Они всегда в курсе всех дел.  Любят принимать участие во всех дискуссиях. Берутся за любое дело, хотя не всегда могут успешно довести его до конца (4 уровень). 30% человек весьма общительны. Они любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми (3 уровень). У 4% человек  коммуникабельность носит болезненный характер. Серьезная работа не для них. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с ними (4 уровень).

По проведенному тесту «Коммуникативные умения» мы получили такие результаты. 30% человек имеют некоторые недостатки. Они критически относятся  к высказываниям. Им еще не хватает некоторых достоинств хорошего собеседника (2 уровень). 38% человек хорошие собеседники, но иногда отказывают партнеру в полном внимании (3  уровень). 32% человек отличные собеседники. Они умеют слушать. Их стиль общения может стать примером для окружающих (4  уровень).

По проведенному тесту «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»  мы получили такие результаты. У 22% человек коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений (2 уровень). 44% человек характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью (3 уровень). 24%  человек относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, помогают   близким,   друзьям,   способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации (4  уровень).

Обобщив полученные данные, мы пришли к такому выводу. В исследованных нами группах преобладают студенты, у которых уровень коммуникативных умений среднего уровня, они  хорошие собеседники, но иногда отказывают партнеру в полном внимании, критически относятся к высказываниям. Уровень общительности средний и выше среднего, у них нормальная коммуникабельность, любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Коммуникативные и организаторские склонности характеризуются в этих группах  средним уровнем  проявления. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию у студентов коммуникативных умений.
Просмотров работы: 4