КАК ВЛИЯЕТ СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ НА ЛИЧНОСТЬ? - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

КАК ВЛИЯЕТ СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ НА ЛИЧНОСТЬ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Система межличностных отношений в студенческой группе в силу своей внутренней психологической обусловленности зачастую складывается стихийно, и далеко не все студенческие группы имеют ярко выраженный статус сплоченного коллектива.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связа­ны друг с другом. Развитие личности зависит от развития студенческого коллек­тива, его уровня, структуры сложившихся в нем дело­вых и межличностных отношений. Активность участников коллектива, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Л. Фестингер употребил определение групповой сплоченности как "результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней".

К. Левин впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы.

Г. Дикарс понимает  под коллективом «психологически  единую  социальную  ячейку, члены которой целенаправленно связаны  друг  с  другом  и  зависят  друг  от друга». К. Шериф считает, что коллектив - это  социальный  союз,  наделенный такими свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение  для поведения ее членов. Ш. Бюлер относит  к  типичным  особенностям  коллектива: взаимоотношения и взаимовлияния его членов, определенность ролей, которые  исполняют  отдельные  индивиды; обособление лидеров; общность целей и деятельности; наличие у членов группы чувства  «мы»,  единства  группы;  сплоченность.  Согласно Х. Томе и Х. Фегеру,  основной  признак группы - взаимодействие ее членов.

Согласно А.В. Петровскому, "сплоченность как ценностно-ориентационное единство - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом".

Исходя из теоретического анализа, нами были подобраны следующие частные методики для обследования студентов: «Методика диагностики уровня субъективного одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона»; Методика «Q- сортировка» В. Стефансона. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе; «Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Совокупную выборку испытуемых составили 25 студентов 1 курса факультета психологии специальности «Психология».

Эмпирические данные позволили нам сделать следующие выводы: анализ полученных данных свидетельствует о наличие у большинства респондентов высокого (у 80%) и среднего (у 20%) уровней групповой сплоченности; у большинства студентов были выявлены такие тенденции поведения в реальной группе как независимость (73,4% респондентов), общительность (73,4% респондентов) и избегание «борьбы» (60% респондентов); в данном студенческом коллективе был обнаружен низкий (у 66,7% респондентов) и средний уровень проявления уровня субъективного одиночества (у 13,3% респондентов), что свидетельствует о быстрой и легкой адаптации данных студентов в новом коллективе.

Просмотров работы: 109