Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития студенческого коллектива, его уровня, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. Активность участников коллектива, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.
Л. Фестингер употребил определение групповой сплоченности как "результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней".
К. Левин впервые сформулировал вывод о том, что в группах людей каждый член признает свою зависимость от других членов группы.
Г. Дикарс понимает под коллективом «психологически единую социальную ячейку, члены которой целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга». К. Шериф считает, что коллектив - это социальный союз, наделенный такими свойствами, которые могут быть измерены и которые имеют значение для поведения ее членов. Ш. Бюлер относит к типичным особенностям коллектива: взаимоотношения и взаимовлияния его членов, определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды; обособление лидеров; общность целей и деятельности; наличие у членов группы чувства «мы», единства группы; сплоченность. Согласно Х. Томе и Х. Фегеру, основной признак группы - взаимодействие ее членов.
Согласно А.В. Петровскому, "сплоченность как ценностно-ориентационное единство - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом".
Исходя из теоретического анализа, нами были подобраны следующие частные методики для обследования студентов: «Методика диагностики уровня субъективного одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона»; Методика «Q- сортировка» В. Стефансона. Диагностика основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе; «Определение индекса групповой сплоченности Сишора. Совокупную выборку испытуемых составили 25 студентов 1 курса факультета психологии специальности «Психология».
Эмпирические данные позволили нам сделать следующие выводы: анализ полученных данных свидетельствует о наличие у большинства респондентов высокого (у 80%) и среднего (у 20%) уровней групповой сплоченности; у большинства студентов были выявлены такие тенденции поведения в реальной группе как независимость (73,4% респондентов), общительность (73,4% респондентов) и избегание «борьбы» (60% респондентов); в данном студенческом коллективе был обнаружен низкий (у 66,7% респондентов) и средний уровень проявления уровня субъективного одиночества (у 13,3% респондентов), что свидетельствует о быстрой и легкой адаптации данных студентов в новом коллективе.