ВЛИЯНИЕ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ НА НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИТИ У ПЕРВОКУРСНИКОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЛИЯНИЕ АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ НА НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИТИ У ПЕРВОКУРСНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение в высшем учебном заведении это высокий уровень самостоятельности и сознательности студентов. Для первокурсников условием качественного обучения становится формирование новой системы отношений, существенно отличающейся от школьной.

Учебная деятельность студента в вузе предполагает наличие навыков самостоятельной работы, а также самоконтроль и самостоятельную регуляцию поведения. Причиной, затрудняющей адаптацию первокурсников в вузе, является отсутствие этих навыков.

Одной из важнейших предпосылок успешной учебной деятельности первокурсников является их своевременная адаптация к условиям обучения в вузе, рассматриваемая как начальный этап включения их в профессиональное сообщество. От ее успешности зачастую зависит дальнейший ход профессиональной жизни человека.

На начальном этапе обучения студенты испытывают значительные сложности в учебно-познавательной деятельности, требующие сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентации.

При этом  одновременно растут противоречия и возникают трудности в становлении самооценки, самосознания и формировании позитивного образа - «Я». Создание благоприятных психолого-педагогических и социальных условий для преодоления студентами вуза трудностей адаптации в обозначенный период обеспечивают единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность в развитии личности.

В психологии под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Реализованные в концепциях отечественных ученых Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, А.В. Петровского, Е.В. Шороховой и других, эти положения позволяют раскрыть сущность процесса адаптации как выражения единства взаимодействующих сторон - человека и социальной среды, где в основе единства лежит активность социальной среды и активность личности, ориентированная на познание окружающего мира и выработку четких принципов и определенных способов взаимодействия, дающих возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости.

Выделяют три блока факторов, оказывающих влияние на адаптацию к обучению в вузе : социологический, психологический, педагогический.

Самой большой проблемой первых месяцев обучения является возросший объем учебной нагрузки, сложность усвоения научных дисциплин, сложность отношения с новым коллективом и преподавателями.

Одной из важнейших задач любого вуза является работа со студентами     1-го курса, направленной на более быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, к новой системе социальных отношений и освоение ими новой роли студентов.

Просмотров работы: 0