ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТИПОМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНПИЙ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВЗАИМОСВЯЗЬ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ТИПОМ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНПИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
События, происходящие в нашей стране в последние годы, показали  всплеск интереса и внимания к закономерностям детско-родительских отношений, структуре и развитию семьи, развитию личности в контексте семьи, поддерживающим, развивающим и патологическим влияниям семьи. Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: с одной стороны - ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личное начало родительского отношения), а с другой - является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало). По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.  Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О. Смирнов, М.В. Быкова и другие).

Поэтому актуальность и значимость проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики.

Целью нашего исследования являлся анализ влияния детско-родительских отношений на адаптацию ребенка к учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Мы определили следующую гипотезу: родители и характер детско-родительских отношений в семье оказывают существенное влияние на успешность и адаптивность учебной деятельности младшего школьника. Для решения поставленных задач нами был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

1. Для исследования социальной приспособленности ребенка, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения мы использовали методику Рене Жиля, которая дает возможность, воздействуя на межличностные отношения ребенка, влиять на дальнейшее развитие его личности. 2. Методика «Диагностики родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столина) использовалась для оценки родительской установки  по отношению к детям, включающая рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Анализируя результаты исследования, полученные при проведении методики «Диагностика родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столина) были сделаны выводы о том, что у 50% испытуемых присутствуют низкие баллы по шкале «принятие-отвержение» - это соответствует тому, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду; высокие баллы по шкале «кооперация» - родитель высоко оценивает способности ребенка, поощряет его самостоятельность и инициативу; по шкале «симбиоз» - данный взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности; низкие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» - свидетельство о том, что неудачи ребенка родитель считает случайными и верит в него. У 30% испытуемых выявлены высокие баллы по шкале «принятие отвержение», что свидетельствует о том, что взрослый имеет выраженное положительное отношение к ребенку; по шкале «контроль» - ребенок находится в авторитарных отношениях со своим родителем. 20 % испытуемых имеют такие показатели как низкие баллы по шкале «контроль» - контроль за действиями ребенка со стороны родителей практически отсутствует; низкие баллы по шкале «принятие-отвержение» - взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее. С целью выявления детско-родительских отношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, был проведен тест Рене Жиля. Этот тест дал информацию о субъективной семейной жизни исследуемого ребенка. По результатам методики Рене Жиля были получены следующие данные: 80% испытуемых имеет адекватное  отношение к обоим родителям; 72 % испытуемых проявляют агрессивное отношение к окружающим их людям; у 55,5 % присутствует тревожное состояние на момент выполнения методики; 53,5 % респондентов имеют слабо развитые коммуникативные качества; 61 % испытуемых стремятся контактировать с авторитетными взрослыми. Мы соотнесли эти результаты с  уровнем адаптации ребенка и выявили высокий коэффициент корреляции.

Полученные результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу о связи особенностей детско-родительского взаимодействия с адаптацией младшего школьника к учебному процессу, обусловленной характером переживания отношений с родителем, и определенными параметрами родительской позиции. Позиция ребенка в детско-родительских отношениях в младшем школьном возрасте носит активно-действенный характер, определяя сотрудничество с близким взрослым и перспективы развития отношений.

Просмотров работы: 2