ВОЗМОЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ВО СНЕ? НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕРАБОТКА ВЫУЧЕННОГО - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВОЗМОЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ВО СНЕ? НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕРАБОТКА ВЫУЧЕННОГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Может быть и вам знакома ситуация: учишь учебный материал по какому-нибудь  предмету, стараешься, а запомнить не можешь. Разочаровавшись в своих усилиях, перестаешь стараться, а потом через некоторое время с удивлением понимаешь, что все запомнилось и идет как по маслу. Данной проблемой заинтересовались как за рубежом (А. Хобсон, Ф. Гейс, Р. Штикгольд, М. Шпицер), так и России (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.)

Отечественными психологами было предложено понятие промежуточной памяти. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводит ее в долговременную память. По окончанию сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных  операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

М. Шпицер предлагает назвать последующую переработку выученного материала, которая закрепляется в памяти, консолидацией. Уже десятилетиями считается, что последующая переработка материала происходит во сне и что нехватка сна мешает запоминанию материала. На животных было доказано, что данные во сне сохраняются и анализируются. Р.  Шпицером был проведен эксперимент на крысах и зябликах. Было выявлено, что связанная активность двух источников информации улучшает сохранение и таким образом ведет к консолидации нового содержания памяти во сне.

Изучение людей подтвердило значение сна для обучения. Для исследования процессов обучения Р. Штикгольд использовал визуальные задания по определению ориентации. Такие задания состояли в том, чтобы как можно скорее узнать направленность предложенных в периферическом поле зрения коротких линий. Уже на протяжении десятилетия известно, что с помощью тренировок можно улучшить результат этих заданий. И эти улучшения происходят в части визуального поля, которое тренируется. Р. Штикгольд показал, что сон не просто необходим после тренировки. Ночью необходим сон, который следует сразу после тренировки. Различные группы испытуемых могли ночью после тренировки либо спать (группа 1), либо бодрствовать (группа 2). Группа 2 отоспалась в последующие две ночи. Оказалось, что она не смогла улучшить результаты. А в группе 1 были явные успехи. Итак, тренировка, и потом через какое-то время спать - менее эффективно, чем спать сразу после тренировки. Кто по каким-либо причинам не спит по ночам, тот наносит вред не столько иммунитету, сколько своей памяти.

На собственном примере я убедилась в значимости сна перед сложным экзаменом.  В ночь перед самим экзаменом я лишила себя сна  и до утра учила. Придя в университет, я не могла собраться с мыслями, не могла вспомнить основные определения. Понадобилось много усилий, чтобы вспомнить выученное. Таким образом, я собственным примером подтвердила результаты научных предположений, убедилась, насколько необходим сон сразу после тренировки.

Глубокий и утренний сон  обладают особенными функциями, обнаруживаются различия в работе запоминания в зависимости от архитектуры сна. Этим вопросом занимался Ф. Гейс. В лаборатории сна он изучал 15 испытуемых, используя визуальное задание на тренировку различий по методу Р. Штикгольда. Как оказалось, более эффективен был глубокий сон, который бывает в первой половине ночи.

Различные наблюдения и исследования проясняют существенные аспекты учебы во время сна. Связанная активация различных источников по сохранению информации улучшает обмен между ними. Тем самым это ведет к установлению и упорядочиванию содержания памяти, которая была сохранена днем между делом.

Еще в древности говорили, что сон - это самое лучшее. Неизвестно, откуда это было им известно, но они были абсолютно правы.

Согласны, что сон служит для переработки полученной информации? А вы испытали на себе проблемы плохого запоминания из-за недосыпания?

Просмотров работы: 3