Социальный статус семьи можно представить в виде совокупности компонентов: финансово-экономического, включающего совокупный семейный и душевой доход, имеющуюся в распоряжении семьи собственность, привычный уровень потребления; профессионально-должностного, представленного такими показателями, как профессия родителей, отрасль занятости, характер труда, уровень квалификации, должность, наличие подчиненных, свидетельства социального признания; культурно-образовательного, включающего сведения об уровне образования родителей, фактической образованности, ценностных установках, педагогическом потенциале, манере общения и поведения; жилищно-бытового, характеризующегося такими показателями, как взаимное месторасположение жилья и учебного заведения (район проживания, удаленность от дома), режим жизнедеятельности, привычки питания, соответствие жилища гигиеническим нормам, состав и структура семьи. Комбинации показателей в рамках каждого компонента свидетельствуют о принадлежности семьи к одному из социальных слоев.
Очевидно, что социальный статус как позиция индивида в системе социального расслоения является атрибутом (неотъемлемым свойством) всех субъектов пространства воспитания независимо от пола, возраста, индивидуально-типологических особенностей, состояния здоровья, что актуализирует необходимость его исследования в педагогическом ракурсе. К настоящему моменту сложились фундаменты основных социальных слоев, что позволяет говорить о социальном статусе семьи как об устойчивом факторе воспитательного пространства, который, преломляясь через индивидуально-психологические особенности родителей, накладывает отпечаток на формирование субъектности их детей.
Таким образом, социальный статус семьи можно рассматривать как позицию семьи в социальной структуре, детерминирующую процессы образования и воспитания детей. Игнорирование различий в субъектных отношениях детей может привести к нарушению воспроизводства интеллектуального потенциала общества, потому что «слабоуспевающие» в экономическом плане представители нижнего и базового социальных слоев составляют большую часть населения. В связи с этим перед социальным педагогом остро стоят следующие вопросы, какими личностными качествами должен обладать ребенок, лишенный значительной материальной, или моральной поддержки родителей, чтобы успешно адаптироваться в высоко конкурентном стартовом обществе.
Одним из путей повышения социального статуса семьи и ее адаптирующих возможностей для ребенка, на наш взгляд, является повышение ее педагогического потенциала. Важным становится содействие социального педагога в создании доверительных отношений между взрослыми и детьми в семье, и развития в ней навыков разностороннего общения. Давно известно, что в процессе общения члены семьи реализуют целый спектр разнообразных, семейных функций: тут и эмоциональное единение, и обмен информацией, и передачу жизненного опыта от старших младшим, и межсупружеская эмпатия, и взаимная моральная поддержка, и ряд других функций. Особое значение должно придаваться стилю семейного воспитания, который создавал бы условия, повышающие адаптационные возможности ребенка. Таким стилем воспитания, который развивает у детей самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие и терпимость является демократический стиль, характеризующийся стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Основными средствами воспитания становятся одобрение и поощрение, а содержание взаимодействия определяется не только старшими, коммуникация имеет двухсторонний характер.
Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.