СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СЕМЬИ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе, а, следовательно, и благополучного положения в ней ребенка. Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Социальный статус семьи можно представить в виде совокупности компонентов: финансово-экономического, включающего совокупный семейный и ду­шевой доход, имеющуюся в распоряжении семьи собственность, привычный уровень потребления; профессионально-должностного, представленного та­кими показателями, как профессия родителей, от­расль занятости, характер труда, уровень квалифика­ции, должность, наличие подчиненных, свидетельства социального признания; культурно-образовательного, включающего сведения об уровне образования роди­телей, фактической образованности, ценностных уста­новках, педагогическом потенциале, манере общения и поведения; жилищно-бытового, характеризующегося такими показателями, как взаимное месторасположе­ние жилья и учебного заведения (район проживания, удаленность от дома), режим жизнедеятельности, при­вычки питания, соответствие жилища гигиеническим нормам, состав и структура семьи. Комбинации пока­зателей в рамках каждого компонента свидетельствуют о принадлежности семьи к одному из социальных слоев.

 Очевидно, что социальный статус как позиция ин­дивида в системе социального расслоения является атрибутом (неотъемлемым свойством) всех субъектов пространства воспитания независимо от пола, воз­раста, индивидуально-типологических особенностей, состояния здоровья, что актуализирует необходимость его исследования в педагогическом ракурсе. К настоя­щему моменту сложились фундаменты основных со­циальных слоев, что позволяет говорить о социальном статусе семьи как об устойчивом факторе воспита­тельного пространства, который, преломляясь через индивидуально-психологические особенности роди­телей, накладывает отпечаток на формирование субъ­ектности их детей.

Таким образом, социальный статус семьи можно рассматривать как позицию семьи в социальной структуре, детермини­рующую процессы образования и воспитания детей. Игнорирование различий в субъектных отношениях детей может привести к нарушению воспроиз­водства интеллектуального потенциала общества, по­тому что «слабоуспевающие» в экономическом плане представители нижнего и базового социальных слоев составляют большую часть населения. В связи с этим перед социальным педагогом остро стоят следующие вопросы, какими лич­ностными качествами должен обладать ребенок, лишенный значительной материальной, или моральной поддержки родителей, чтобы успешно адаптироваться в высоко конкурентном стартовом обществе.

Одним из путей повышения социального статуса семьи и ее адаптирующих возможностей для ребенка, на наш взгляд, является  повышение ее педагогического потенциала. Важным становится содействие социального педагога в создании доверительных отношений между взрослыми и детьми в семье, и развития в ней навыков разностороннего общения.  Давно известно, что в процессе общения члены семьи реализуют целый спектр разно­образных, семейных функций: тут и эмоциональное единение, и обмен информацией, и передачу жизненного опыта от старших младшим, и межсупружеская эмпатия, и взаимная моральная поддержка, и ряд других функций. Особое значение должно придаваться стилю семейного воспитания, который создавал бы условия, повышающие адаптационные возможности ребенка. Таким стилем воспитания, который развивает у детей самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие и терпимость является демократический стиль,  характеризующийся стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость.  Основными средствами воспитания становятся одобрение и поощрение, а содержание взаимодействия определяется не только старшими, коммуникация имеет двухсторонний характер.

Таким образом, роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Просмотров работы: 109