ПОДРОСТКИ С АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА – ПРОБЛЕМА ИЛИ НЕТ? - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПОДРОСТКИ С АКЦЕНТУАЦИЕЙ ХАРАКТЕРА – ПРОБЛЕМА ИЛИ НЕТ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что в настоящее время психолог не редкость. Люди всех возрастов идут к специалисту со своими проблемами. Достаточно часто обращаются за  психологической помощью подростки. Частой причиной обращения служит неверие, что окружающие способны их понять и помочь, поэтому они ждут понимания своих трудностей у психолога. Проведя теоретический анализ проблем в подростковом возрасте, мы выявили, что особенно много проблем у подростков с акцентуациями характера.

Во-первых, неблагополучное положение подростка в системе межличностных отношений. Общеизвестно, что положение среди сверстников оказывает существенное влияние на развитие личности, причем это влияние тем выше, чем старше  ребенок. Наибольшее значение общение со сверстниками приобретает в подростковом возрасте, становясь одним из ведущих факторов развития. Поэтому не удивительно, что психологи, практически единодушно рассматривают неблагополучие подростка среди сверстников, как фактор, оказывающий отрицательное влияние на его личностные особенности, деятельность и на его дальнейшее формирование личности. Существуют многочисленные данные о том, что дети, отвергаемые и не принимаемые сверстниками, имеют значительные личностные и поведенческие нарушения. Они часто бросают школу, склонны к правонарушениям, агрессивны, враждебны, тревожны, не уверены в себе, эмоционально нестабильны и прочее. Изоляция в классе «выталкивает» подростка из школы. Он не может обойтись без общения со сверстниками, и ищет для себя другую группу общения (во дворе, на улице), где он мог бы быть принят и признан. Поскольку уровень его развития достаточно низок, а интересы не сформированы, группа, которая его принимает, часто характеризуется антиобщественной направленностью. Стремясь добиться признание и уважение сверстников, трудные подростки прибегают к отрицательным формам поведения, ложному авторитету силы, пытаются перенести в школу антиобщественные формы поведения, вставая, таким образом, на путь правонарушений.

Однако у этой проблемы существует и другая сторона - акцентуированные подростки испытывают личные проблемы, связанные с отношением к себе, к своим переживаниям, к взаимоотношением с другими людьми, они подвержены развитию чувства неполноценности и неуверенности в себе. Такие подростки склонны смотреть на мир с недоверием, реагировать на все избеганием контактов со сверстниками или проявлением враждебности к окружающим их людям. У них присутствует чувство, что они отличаются от других, причем отличаются в худшую сторону.

Во-вторых, необходимо знать, что стремление к одиночеству, наряду с потребностью в общении, традиционно входит в типичный портрет  «классического подростка». Считается, что именно это способствует развитию интроспекции, рефлексии и т.п. Потребность в уединении является психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и "переварить" происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Однако резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит тревожным сигналом и показателем его  негативных взаимоотношений со сверстниками, а возможно, и деструктивных изменений во внутреннем мире.

В-третьих, необходимо помнить о наличии  такого фактора, как осознание дисбаланса психосоциальных контактов. Этот фактор проявляется в недостатке развития социальных навыков, коммуникативных умений, отсутствием навыков установления продуктивных связей с окружающими. Возможно, подросток просто не умеет общаться, а не умение общаться следует рассматривать как стержневую причину одиночества.

В-четвертых, следует учитывать саму специфику подросткового возраста. Подростковый возраст является периодом становления характера - в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое: осо­бенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отноше­нии вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор, предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации, характера необходимо считаться при разработке реабили­тационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуа­ции характера важно при составлении программы психологической помощи в целях наиболее эффективного использования разных видов психологической поддержки (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).        Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем са­мым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы, для психопрофилактики.

Просмотров работы: 10