Как показывает теоретический анализ литературы, влияние индивидуально-типологических особенностей на успешность учебной деятельности, в отличие от изучения учебной деятельности студентов вуза, ранее исследовался многими отечественными и зарубежными психологами. Однако проблема, касающаяся проявления индивидуально-типологических особенностей в учебной деятельности студентов, разработана недостаточно.
Существуют разные представления о том, какие индивидуальные особенности обучающихся определяют успешность учебной деятельности: наследственные и врожденные, либо приобретенные, выработанные в процессе воспитания и обучения. Исследования индивидуальных особенностей учащихся являются важными и актуальными как в теоретическом, так и практическом отношении.
Важным направлением исследований социально-психологической адаптации первокурсников является изучение индивидуально-личностных факторов, адаптационных возможностей личности в зависимости от особенностей темперамента, уровней нервно-психического напряжения, психического здоровья, задатков.
Особую актуальность имеют исследования влияния индивидуально-типологических особенностей студентов на успешность их обучения именно на первом курсе при получении высшего профессионального образования.
Для проведения исследования использовались следующие методы: личностный опросник Г. Шмишека «Акцентуации характера»; Личностный опросник Айзенка; Методика « Адаптированность студентов в ВУЗе»; Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной.
В исследовании приняли участие студенты 1 курса факультета психологии, специальности «Психология» Ставропольского государственного университета. Всего участвовали 18 человек: 15 девушек и 3 юноши. Ко времени обследования в середине второго семестра первокурсники уже сдали первую сессию и прошли первый этап адаптации к группе и учебному процессу ВУЗа.
В результате проведенного исследования у испытуемых был выявлен высокий уровень адаптированности к учебной группе (61%) и учебной деятельности (39%), средний уровень - у 28% и 44% испытуемых. Низкий уровень адаптированности к учебной группе и учебному процессу составили 11% и 17% исследуемых первокурсников. Это говорит о том, что во втором семестре после сдачи первой сессии студенты уже успели несколько адаптироваться к условиям обучения в ВУЗе.
В исследовании так же было установлено, что у студентов с высоким уровнем адаптации преимущественно наблюдались такие акцентуации характера как экзальтированность в 62,5 % случаев и эмоциональность в 25% случаев. У 12,5% испытуемых с высоким уровнем адаптированности акцентуаций характера не наблюдалось. У студентов с низким уровнем адаптации экзальтированность наблюдалась в 67% случаев, а эмоциональность - в 33%. У первокурсников со средним уровнем адаптированности наблюдались такие акцентуированные черты характера как возбудимость и эмоциональность в 37% случаев, застревание в 16% и циклотимность в 10% случаев.
Тестирование по параметрам экстраверсии-интроверсии показало, что среди студентов с высокой адаптацией преобладают экстраверты-холерики - 50%, 35% - экстраверты-сангвиники и 15% - интроверты-флегматики. Среди первокурсников со средним уровнем адаптации большинство интровертов-меланхоликов (71%), а остальные экстраверты-сангвиники (29%). Среди студентов с низким уровнем адаптированности наблюдалось преобладание интровертов-меланхоликов (67%), и 33% экстравертов-холериков.
Так же в проведенном исследовании была выявлена взаимосвязь между адаптацией к учебной деятельности и мотивацией обучения. Так у студентов с высокой адаптированностью наблюдалось преобладание мотива «приобретение знаний» (62%), на втором месте был мотив «получение диплома» (25%) и на третьем месте - мотив «овладение профессией» (13%). Студенты со средним уровнем адаптации были мотивированны получением диплома и овладением профессии в 86% случаев, а 14% испытуемых - приобретением знаний. У студентов с низким уровнем адаптации мотив «получения знаний» отмечался в 33% случаев, а «овладения профессией» - в 67%.
Проведенное исследование позволило нам сделать вывод, что индивидуально-типологические особенности влияют на успешность учебной деятельности первокурсников.