ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблемы воспитания и социального благоустройства детей-сирот стояли перед нашим обществом всегда. К сожалению, они не разрешены и в настоящее время. Дети, оставшиеся без попечения родителей, есть в любом обществе, так как никто не застрахован от тех поворотов судьбы, которые могут нас ожидать в жизни. Современное состояние детских домов и интернатов и те проблемы, с которыми сталкиваются их выпускники, все чаще стали обращать на себя внимание разного рода специалистов: психологов, социологов, работодателей, правоохранительных органов и др.  В.М.Бехтерев рассматривал положения о социализации, доказывающие активный характер процесса вхождения подростков в мир взрослых. Концепции Г.М. Андреевой и С. Московичи раскрывают роль когнитивных компонентов в процессе развития индивидуального пути социализации человека. Подготовка воспитанников к успешной самостоятельной жизни - основная задача учреждений социальной поддержки детства. Что же такое «социализация» и почему она так важна в нашем обществе? Десоциализация - процесс опасный для человека, особенно для подростка. Десоциализация может достигать различных уровней, от лёгкой дезориентации в социальных ситуациях, до полной потери связи с социальной средой. Социализация - это процесс усвоения индивидом ценностей общества и  умение адаптироваться в этом обществе с целью реализовать себя. Процесс социализации является одним из самых важных процессов в жизни человека, помогающей стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование. Процесс социализации «выходцев» из детских домов и интернатов сильно отличается от социализации ребенка из полноценной семьи. Воспитательные системы в вышеизложенных заведениях должны формировать жизнеустойчивую личность, способную легко адаптироваться в быстроменяющемся социуме. Для этого необходим правильный стиль воспитания, ориентированный на личностно-рефлексивный, интерактивный и здоровьесберегающий ресурсы человека. Положение сирот усугубляется тем, что сложившиеся подходы к воспитанию, обучению и организации жизнедеятельности сирот в специализированных учреждениях уже не отвечают требованиям современного мира. По данным статистики  только 10 % выпускников находят свое место в жизни, остальные - становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками, бомжами. Но многие подростки, обладающие запасом жизнестойкости или встретившие мудрого наставника, умудряются избегать негативных последствий жизни вне семьи. В жизни других, системные следствия социального сиротства, к сожалению, вполне реальны.

Процесс социализации детей в сиротском учреждении характеризуется рядом особенностей: специфическими механизмами адаптивного поведения, наличием комплекса социальной неполноценности. В их формировании большую роль играют микросоциальные факторы. Это приводит к тому, что нормы и ценности у воспитанника детского дома или интерната существенно отличаются от общепринятых. Кроме того, образовательная программа этих школ-интернатов существенно сокращена (например, из нее полностью изъяты такие предметы, как химия, физика, иностранные языки, и др.). Выпускники так же не обладают бытовыми навыками в необходимом объеме. Ребенку практически невозможно усвоить основные навыки в детском доме или интернате, поскольку организация питания в столовой не предполагает участия воспитанников в приготовлении пищи, а уборка и другие «домашние дела» входят в обязанность сотрудников. Особенно сложно сформировать бытовые навыки и умения у детей, имеющих нарушения психического здоровья, которым для усвоения этого «багажа» требуется регулярное повторение. Что касается такого важного аспекта, как умение распределять бюджет, то только 60% выпускников, по их собственной оценке, умеют это делать, остальным не хватает соответствующих знаний и умений .Присутствует и в их жизни несформированность семейных установок, готовность к созданию семьи. Выпускники не могут создать полноценные семьи из-за слабо развитого чувства ответственности и безразличия тех, кто связал с ними жизнь. Их мотивация в общении заключена в получении большей выгоды. Из-за отсутствия близко-эмоциональных отношений в стенах детских домов и интернатов, выпускники боятся «выходить» в социум. У ребят остро стоит проблема выбора значимых лиц, на которых бы они могли положиться.

Необходимо, помочь выпускнику интернатного учреждения перейти из упрощенного и специфического «мирка» детского дома в сложный и трудный современный мир, найти в нем свое место и обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Следует  попытаться серьезно осмыслить данную проблему и ее последствия для выпускников и для общества в целом. Иначе, нет смысла воспитания детей в детском доме, если при выходе из него они рискуют попасть в девиантную среду, так как не знает, что он должен делать, как организовать свою теперь уже самостоятельную жизнь.

Просмотров работы: 38