ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В результате восприятия информации в процессе общения человек испытывают различные психологические состояния. Восприятием называется целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии объекта на сознание индивида. В сознании индивида формируется определённый образ. При этом структуры значения, опосредующие восприятие, непосредственно вплетены в ткань образа. Субъект видит не схему образа, воспринимает не значения, а означенный образ. Сознание представляет собой индивидуальную систему значений, данную в единстве с чувственной тканью, связывающую через перцепцию сознание с предметным миром, и личностными смыслами, определяющими пристрастность сознания, его связь с мотивационно-потребностной сферой человека. Личность в процессе своей жизнедеятельности получает индивидуальный жизненный опыт, который в сознании и формирует собственную картину мира. Система знаний индивида организованна в форме категориальной структуры. Категории представляют собой общие формы значений (понятий). Семантически категория представляет собой свёрнутую в одно понятие целостную систему представлений, знаний, выработанных человечеством, о некоторой содержательной области.

Сознание включает в себя как категории высшего уровня, представляющие собой понятийные образования, состоящие из взаимосвязанных суждений и представлений по той или иной характеристике действительности, так и категории более низкого уровня. Целью нашего исследования являлось изучение обыденного сознания сотрудников организации. Это достаточно сложный процесс, т.к. даже сам человек не всегда может объяснить свои действия и поступки.

Для описания образа мира индивида, его имплицитной модели («наивной», неявной) того или иного фрагмента действительности необходима реконструкция категориальной структуры индивидуального сознания, размещения в ней индивидуальной системы значений. В психологии изучением индивидуального сознания занимается направление, «психосемантика». Методом экспериментальной психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания.

Для  построения семантического пространства мы прошли три последовательных этапов: 1) процесс выделения семантических связей анализируемых объектов и построение матрицы сходства (расстояний), проводили ассоциативный эксперимент, субъективное шкалирование, семантический дифференциал, методика классификации, методика подстановки, техника репертуарных решёток; 2) математическая обработка (разновидности факторного анализа, многомерное шкалирование, кластерный анализ) матрицы сходства с целью выделения структур, лежащих в её основе; 3) интерпретация выделенных структур. Интерпретация выделенных факторов (кластеров) производится на основе поиска смысловых инвариантов, объединяющих шкалы, объекты, сгруппированные в данный фактор или кластер.

Личностные конструкты определили систему субъективных категорий, через призму которых индивид осуществляет межличностное восприятие. Все выявляемые конструкты являются личностными в том смысле, что человек может наложить их на события и тем самым придать им определённый смысл. Репертуарные решётки - это метод, который применяется в качестве эффективного инструмента для реконструкции субъективных оценок и отношений индивида, позволяет классифицировать объекты оценки и может использоваться в качестве средства самоанализа и самопознания. Нами были использованы методы психосемантики для выявления критериев, которыми сотрудники организации оперируют, определяя имидж делового человека.

Для этого был проведён опрос сотрудников коммерческой организации, коллектив существует более трех лет, по методике Дж. Келли (техника репертуарных решёток). Испытуемым был предъявлен список конструктов, выявленный исследователем на основе списка черт, присущих имиджу делового человека.  Мы разделили испытуемых на три группы. Критерием деления явилось количество значимых факторов в семантическом пространстве испытуемых.

В первой группе образ делового партнёра сотрудники определяли из манеры его общения с другими людьми. Качества «агрессивность» и «импульсивность» человек рассматривает как негативные. Качества «интеллигентность», «спокойствие», «доверчивость» описаны положительно. Наличие подобной ситуации, очевидно, свидетельствует о повышенной чувствительности испытуемого к проблеме общения. Вторая группа выделяет конструкты: ответственность  - безответственность; скрытность - отзывчивость; работоспособность  - хитрость. Третий фактор включает следующие конструкты: красноречие  - властолюбие; целеустремлённость  - авторитарность; циничность - человечность.

В целом, выделяемые факторные структуры восприятия, неоднозначно отражают представления испытуемого об имидже делового человека. С одной стороны такие качества как «циничность», «властолюбие», «авторитарность» рассматриваются испытуемым как имеющие в большей степени негативную окраску. Но при этом данные качества, по его мнению, могут принадлежать и людям, имеющим положительный облик в его глазах. Можно предположить, что данные качества доминируют в его категориальной системе. Приписывая разным факторам разные веса, испытуемые тем самым ставят разные акценты и на внимании к ним. Качества, получившие большие нагрузки и выступают эмоциональным стержнем: «спокойствие», «доверчивость», «интеллигентность», «меркантильность», «авторитарность», «властолюбие».

Просмотров работы: 6