СУИЦИДЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ! МОЖНО ЛИ ИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ? - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

СУИЦИДЫ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ! МОЖНО ЛИ ИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жизнь, в которую включается человек с самого рождения многообразна, противоречива и сложна. Социальное окружение человека  способствует не только развитию и становлению его как личности, но и зачастую является причиной его саморазрушения. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей. Люди с суицидальными намерениями часто находятся в состоянии чрезвычайного психического напряжения, которое они не в силах разрешить сами. Следующий за крайним эмоциональным напряжением шаг - суицид - вызывает непонимание, боль и сильное чувство вины, стыда и самообвинения у тех, кто был близок суициденту. Знаменитый суицидолог Эдвин Шнейдман говорил: «Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких».

Суицид, согласно определению, которое дал Эмиль Дюркгейм, есть ничто иное как действие преднамеренно направленное на лишение себя жизни. Однако само понятие смерти как категории, обозначающей прекращение жизни, окончательно формируется у зрелой личности. Только начиная с подросткового возраста человек полностью осознает неизбежность и окончательный характер смерти. В последнее время мы достаточно часто сталкиваемся с подростковыми суицидами, Дети уходят из жизни, даже не осознав её ценности.

Что толкает подростка на путь смерти, каковы основные мотивы:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство, ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста, угроза и вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

По данным статистистики до 13 лет суицидальные попытки редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Для подростков наиболее значимым фактором в развитии суицидального поведения является семья. Роль семьи для них более существенна и многогранна, чем для зрелой личности. Она не ограничивается функциями «окружающей среды», а является средой, направляющей и питающей духовно-социальную жизнь ребенка.

Не менее значимым фактором являются школьные проблемы (дезадаптация в учёбе и труде, утрата контактов с товарищами). В период пубертата одним из важных факторов дезадаптации  подростка являются сексуальные проблемы.

Как правило,  причиной суицидов в подростковом возрасте является социальное окружение. 62% всех самоубийств несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих.

Подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестуя таким страшным образом против безразличия, цинизма и жестокости окружающих.Большинство подростков, обдумывающих возможность самоубийства, разрываются между желаниями жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятся найти альтернативу или пути разрешения боли, но слишком часто их крик о помощи остается не услышанным друзьями, семьей и даже специалистами.

Проблема подростковых суицидов является очень важной и первостепенной, так как подростки являются самой легкоуязвимой социальной группой. Редко подростковый кризис проходит безболезненно, без проблем. Подростку необходимо помочь, в первую очередь психологически, поддержать, подсказать, показать, что он не один со своими проблемами.

Главное помнить, что нужно окружить их любовью, пониманием и сочувствием. Так как именно это помогает молодым людям обрести внутренне равновесие и стабильность. От отчаянного шага может удержать возможность поговорить, возможность быть понятым. Нельзя растить их, как рыб, в аквариуме, но и учить плавать, бросая в зараженные реки, нельзя: кто-то выплывет, кто-то нет.

Просмотров работы: 2