Гетероатомные (серо-, азот- и кислородсодержащие) и минеральные соединения, содержащиеся во всех нефтях, являются нежелательными компонентами, поскольку резко ухудшают качество получаемых нефтепродуктов, осложняют переработку. Сера является наиболее распространенным гетероэлементом в нефтях и нефтепродуктах. Содержание ее в нефтях колеблется от сотых долей до 5- 6 % масс, реже до 14 % масс. Она обладает сильной коррозионной активностью, особенно к цветным металлом [1]. Сернистые соединения в том числе, сероводород обнаруживается в сырых нефтях не так часто и значительно в меньших количествах, но в тем не менее встречаются в природных газах, газоконденсатах и нефтях, например, из месторождений, приуроченных к Прикаспийской впадине (Карачаганакской до 3% масс при лабораторном анализе, Тенгизское до 3% масс, Жанажолское до 2 % масс). В связи с этим учитывая в наличие значительных влияний серосодержащих соединений в нефтях, исключительно важной задачей является проблема их извлечения.
В состав нефти входят также многие металлы, в том числе щелочные и щелочноземельные, металлы подгруппы меди, цинка, бора, ванадия, металлы переменной валентности. Характерной особенностью нефти является то, что в ней ванадий и никель встречаются в значительно больших концентрациях, чем другие элементы. Наиболее изученными соединениями этих металлов являются порфириновые комплексы. Следует отметить, что в порфириновых комплексах связано от 4 до 20 % ванадия и никеля, находящихся в нефти. Несмотря на малое содержание в нефти, микроэлементы значительно влияют на процессы ее переработки и дальнейшее использование нефтепродуктов. Большинство элементов, находящихся в нефти в микроколичествах, являются катализаторными ядами, быстро дезактивирующими промышленные катализаторы нефтепереработки. Поэтому для правильной организации технологического процесса и выбора условий необходимо знать состав и количество микроэлементов. Большая часть их концентрируется в смолисто- асфальтеновой части нефти, поэтому при сжигании мазутов образующаяся пятиокись ванадия сильно корродирует топливную аппаратуру и отравляет окружающую среду. Современные электростанции, работающие на сернистом мазуте, могут выбрасывать в атмосферу вместе с дымом до тысячи килограммов пятиокиси ванадия в сутки [2].
В последнее время многочисленные данные об устойчивых прямых корреляциях между концентрациями гетероэлементов, прежде всего доминирующих среди них S, V и Ni, относительным количеством V (V /Ni ), концентрациями ароматических, асфальто- смолистых структур и величинами вязкости и плотности. Благодаря высоким реакционным способностям V и Ni несомненно должны оказывать определенное воздействие на углеводородную систему[3].
В связи с вышеперечисленными проблемами в современной нефтепереработке наиболее важной и сложной проблемой является облагораживание (деметаллизация, деасфальтизация и обессеривание) нефти на нефтеперерабатывающих заводах, как Атырауский НПЗ. Цели процессов гидрооблагораживания весьма разнообразны. Моторные топлива подвергают гидроочистке с целью удаления гетероорганических соединений серы, азота, кислорода, мышьяка, галогенов, металлов и гидрирования непредельных углеводородов, тем самым улучшая эксплуатационные характеристики. В частности, гидроочистка позволяет уменьшить коррозионную агрессивность топлив и их склонность к образованию осадков, уменьшить количество токсичных газовых выбросов в окружающую среду. Глубокую гидроочистку бензиновых фракций проводят для защиты платиновых катализаторов риформинга от отравления неуглеводородными соединениями. В результате гидрообессеривания вакуумных газойлей - сырья каталитического крекинга - повышаются выход и качество продуктов крекинга и значительно сокращается загрязнение атмосферы окислами серы [1].
Список литературы: