Целью нашего исследования было выяснение степени влияния телевидения на студенческую аудиторию. Наш опрос стал возможностью взглянуть на самих себя как на потенциальную группу «двигателей прогресса» в медиасфере на фоне альтернативной группы телезрителей, функционирующей в той же социальной среде. Выборка исследования была сформирована как межгрупповая: на вопросы анкеты было предложено ответить студентам пензенских вузов и их родителям. После отбора обработаны были 18 анкет респондентов в возрасте от 19 до 23 лет (студенческая группа) и 16 человек от 40 до 62 лет (родительская группа). Дифференциация по полу нами не проводилась.
Мы предполагали, что студенты и ТВ могут вовсе не пересекаться в учебной (профессиональной) деятельности, либо быту. Что именно студенты не поддерживают активную обратную связь с ТВ, не доверяют аналитической информации телеканалов. Что именно им неизвестно о негативных последствиях длительных телепросмотров. Что телевидение может быть наоборот одним из основных способов организации студенческого досуга, что данная аудитория не может контролировать время пребывания у телевизора. Студенты зачастую используют телевизор как фон при другом занятии, либо как развлечение.
Как и предполагалось, у всех опрошенных телевизор дома имелся, у некоторых даже не один, и что эфирный, кабельный или спутниковый телеконтакт ежедневен. 43% респондентов родительской группы используют телевизор как средство снятия напряжения, у студентов эта функция ТВ менее популярна, ею пользуются всего 17%. У 83% опрошенных студентов телевизор работает в течение дня более 1 часа, у 17% более 3 часов. При этом большинство респондентов совершенно спокойно могут выключить телевизор, не тратя время на то, чтобы «ещё раз пройтись по всем каналам» (77%).
Из числа анкетируемых родительской группы контакт с ТВ происходит ежедневно в течение более 1 часа у 68%, однако были респонденты, которые у телевизора проводят более 5 часов в день (7%). Контроль за временем осуществлять они так же в состоянии: 87% выключают телевизор, если по нему не идут интересные для респондентов передачи.
Когда мы предложили респондентам выбрать между вечерней прогулкой и просмотром любой телепередачи, 94% студенческой группы предпочли прогулку, а не вечер перед телевизором, на стороне свежего воздуха находится и взрослая аудитория, но в меньшей процентной доле. Из респондентов родительской группы 31% выбрал вечер у телевизора. Возможно, это связано с использование ТВ как фонового звука при выполнении каких-либо дел. В студенческой аудитории 83% опрашиваемых ответили, что легко могут заниматься любыми делами, будь то учеба или ужин, при включенном телевизоре. Родительская аудитория разделилась пополам: 50% не могут работать при включенном приемнике, а 50% могут. Но при этом 75% могут занимать делами, требующими меньшей концентрации, например, «ужинать под телевизор».
Из аналитического и новостного СМИ телевидение становиться средством развлечения молодежи. 83% студентов предпочитают развлекательные программы и не променяли бы телевизор, на печатное издание. Но 94% предпочли бы ему вечернюю прогулку. В старшей группе 69% предпочитают информационно-аналитические каналы и телепередачи, 31% делает выбор в пользу вечера дома и просмотра телепрограмм, абсолютное большинство не отдадут свой телевизор в обмен на подписки печатных изданий.
В вопросах, относящихся к оценке телеинформации, студенческая аудитория вступила в противоречие сама с собой. 61% респондентов из всех СМИ, как самое достоверное, выбрали телевидение, однако в контрольном вопросе 56% ответили, что скорее не доверяют информации «голубого экрана». Свое личное мнение 67% процентов студентов считает независимым от влияния телевидения. В родительской группе результаты следующие: 57% признали ТВ авторитетным СМИ, из них 50% скорее поверят информации, предоставляемой телекоммуникатором, но мнение о чем-либо под влиянием ТВ не изменят 63%.
Второе место в рейтинге авторитетных СМИ занимает Интернет (соответственно 33% и 29%). Цензура телеканалов представляется респондентам реальнее, поэтому и доверия должно быть больше.
В оценке негативного воздействия ТВ на человека мнение групп разошлись: 68% респондентов родительской группы считает, что телевидение не наносит никакого вреда состоянию организма в целом и психического здоровья в частности, и, наоборот, 67% студентов считает, что телевидение вредно влияет на человека.
В целом можно сказать, что донести через ТВ нужную (заказную) информацию можно для обеих групп. Но будет ли она воспринята и, если будет, каким образом - вопрос открытый.
Здесь важно учитывать, что большинство респондентов являются пассивными зрителями, например, никогда не поддерживали обратной связи с телекоммуникаторами.
Что информационная функция ТВ теряет свою первостепенность, но не потеряла. Декларирование студенческой аудиторией, что телевидение больше средство развлечения, чем информирования, является отражением того, что названо «многозадачным медиапотреблением». В качестве информационного СМИ, в молодежной аудитории будущее телевидения туманно, но скорее это означает не его исчезновения, а метаморфозы.
Список литературы: