Вот как об этом пишет великий русский философ Иван Ильин: «Правосознание становилось беспочвенным: мотивы и побуждения его делались плоскими; оно теряло свое благородное направление, свои первоначальные священные основы и подчинялось духу скептицизма, в котором все сомнительно, духу релятивизма, для которого все относительно, и духу нигилизма, который не хочет верить ни во что. Правосознание разучалось видеть добро и зло, право и бесправие; все стало условны и относительным, водворилась буржуазная беспринципность и социальное безразличие, надвигалась эпоха духовного нигилизма и публичной продажности. В XIX веке в Европе расцвела абстрактная и формальная юриспруденция, которая считалась только с положительным правом и не хотела слышать о естественном (т.е. верном, идеальном, совестном праве), в ней можно было найти лишь скудные намеки на социальную идею и бледные остатки христианской идеологии, причем то и другое считалось «субъективным и ненаучным». И как только попытались научно оформить зародыш этой социальной идеи, так сложилась «социалистическая» и «коммунистическая» доктрина».
Социалистическое право и правосознание явились высшим торжеством права позитивного, поскольку оно санкционировало любое изменение, любую революцию, отвергающую все законы «старого мира», в том числе и нравственные, если это в какой-то момент оказалось угодным части общества 22 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров практически уничтожил прежнее почвенное российское законодательство, заменив его позитивными принципами «законной революционности» и революционной законности. Последствия всем известны: это сотни тысяч (если не миллионы) расстрелянных по приговорам ревтрибуналов, троек, чрезвычаек (или вообще без всякого приговора), миллионы умерших от голода, холода и непосильного труда в лагерях и ссылках, миллионы раскулаченных и насильно переселенных.
На рубеже ХХ и ХХI веков значительная часть российского общества вступила на путь духовного возрождения, осмысления и утверждения вечных духовных основ общественной жизни. И в это процессе возникает и крепнет убеждение, что духовное возрождение общества означает изменение, совершенствование правового порядка, нормативно-правового регулирования, приведение писаного законодательства в соответствие с нравственными императивами, императивами естественного права.
В ходе трагических экспериментов ХХ века оказались попранными существеннейшие права человека (право на жизнь, право на свободу совести и убеждений, право на собственность, политические и культурные права). В ходе посткоммунистических преобразований многие из перечисленных прав были восстановлены, что зафиксировано в действующей Конституции и иных законодательных актах.
Однако правовая система Российской Федерации продолжает нести на себе следы безбожного периода нашей истории. Одним из существеннейших таковых следов является непоследовательность в декларировании и реализации государственных гарантий человеческого права на жизнь. Фундаментальная презумпция права на жизнь отражена в действующем законодательстве противоречиво. И эта ситуация требует немедленных действий от всех субъектов права внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты!
На наш взгляд, в описанной правовой коллизии мы видим конфликт двух мировоззрений - сохранившегося до наших дней христианского отношения к жизни и атеистического нигилизма. Надо отметить, что в пользу первой позиции говорят и данные научных исследований. Так, с точки зрения современной эмбриологии, с момента оплодотворения человеческий эмбрион - живое человеческое существо, отличное от своих родителей, которое принадлежит к роду Homo sapiens, обладает собственным уникальным генетическим кодом, динамично развивается, последовательно раскрывая потенции, заложенные в него природой, и которое мы вправе называть «человеком на эмбриональной стадии его развития».
Позиция Русской Православной Церкви по отношению к данной проблеме однозначна: каноническое право приравнивает грех аборта к убийству. О том, что человек с момента зачатия обладает бесценным даром жизни, Русская Православная Церковь свидетельствует и в принятых на Архиерейском Соборе 2000 г. «Основах социальной концепции» (XII.1.).
Наша позиция, позиция всех сторонников законодательной защиты права человека на жизнь с момента зачатия и равноценной значимости жизни и матери, и зачатого ребенка, зиждится на целом комплексе оснований, среди которых можно выделить:
Особо необходимо подчеркнуть соответствие нашей позиции нормам и принципам международного гуманитарного права, зафиксированным во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), «Декларации прав ребенка» (1959), «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.).
Безусловно, одной из причин демографической катастрофы в России является законодательная поддержка индустрии абортов. Свою долю ответственности несет и законодательная власть, до сих пор не оградившая зачатых детей от посягательств на их жизнь.
Конституционное же закрепление права на жизнь человеческого эмбриона с момента зачатия закрепит право на жизнь как абсолютную ценность, и будет способствовать формированию гуманного и морально оправданного отношения к человеческому эмбриону в современном российском обществе.