ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день неотъемлемой частью экономических стратегий ведущих государств в области достижения устойчивого экономического роста становятся национальные стратегии в области энергосбережения. Энергосбережение становится не просто дополнением к уже устоявшейся энергетической политике, а фактически представляет собой новую концепцию развития. В 80-е года XX века в США и Европе началась разработка мер, как на государственном уровне, так и на уровне частного бизнеса, направленных на снижение энергоемкости ВВП. Эти меры касались прежде всего прямой экономии энергии во всех отраслях экономики, а также ограничение применения энергоемких технологий. С этого времени в ряде стран наблюдается энергоэффективный экономический рост: 60-65% роста ВВП обеспечивается за счет энергосбережения, т.е. на 1% прироста ВВП приходится не более 0,4% прироста энергоносителей.

В среднем в мире энергоемкость ВВП уменьшилась за последние 30 лет на 18%, в развитых странах на 21-27%. В России ситуация развивалась в противоположном направлении: с 1990 по 2000 г. энергоемкость ВВП увеличилась на 22%. А уже в 2000-2008 гг. энергоемкость ВВП снижалась почти на 5% в год. Однако, несмотря на быстрое снижение энергоемкости ВВП России в последние годы, в 2006 г. этот показатель был еще в 2,5 раза выше среднемирового уровня и 2,5-3,5 раза выше, чем в развитых странах. По данным Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) энергоемкость российского ВВП снизилась в 2008 г. на 4,5%, а в кризисные 2009-2010 гг. ее снижение замедлится до 2-3% в год. Причинами высокой энергоемкости ВВП в России является технологическая отсталость и износ оборудования, депрессивная ситуация в системе ЖКХ, недооценка относительной стоимости природных ресурсов на внутреннем рынке. Также на энергоемкости ВВП отразилось падение объемов производства товаров и услуг в 90-е годы, что вызвало рост условно-постоянных энергозатрат на единицу продукции.

В этих условиях повышалась значимость задачи энергосбережения, но одновременно снижались и реальные финансовые возможности как у государства, так и предприятий для практической реализации мер по энергосбережению.

Развивая энергосбережение, государство решает целый ряд задач, которые непосредственно влияют на экономику страны. Во-первых, происходит снижение расходов на энергопотребление, что ведет к снижению себестоимости отечественной продукции и повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке. Также происходит снижение энергопотребления государственных учреждений. Тем самым экономиться государственный бюджет и оптимизируются расходы. Во-вторых, происходит рост «инновационной части» ВВП за счет производства новых энергосберегающих товаров, оборудования и услуг (энергоаудит).

В-третьих, происходит экономия средств от внедрения новых энергогенерирующих мощностей при потребности рынка, за счет высвобождаемой энергии от энергосбережения. В-четвертых, происходит увеличение продаж энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефть) за рубеж (за счет сэкономленных ресурсов на национальном рынке), где ресурсы традиционно можно реализовать с большей прибылью, чем с той, которую они приносят при реализации в РФ.

В-пятых, улучшается экологическая ситуация на территории РФ, из-за уменьшения вредных выбросов в атмосферу при генерировании энергии.

Сегодня в нашей стране накоплен определенный опыт инвестирования в ресурсосберегающие предприятия, но практика разработки и реализации инвестиционных проектов энергосбережения пока незначительна, поскольку не хватает эффективных современных инвестиционных инструментов, которые могли бы использоваться и давать положительные результаты.

Также перед государственными и частными инвестициями в мероприятия по энергосбережению, возникает целый ряд препятствий:

  • Недостаток информации о новых энергосберегающих технологиях и методах потребления энергии
  • Консерватизм потребителей
  • Риск возникновения противоречий между потребителями использующими энергосбережение, потребителями не участвующими в этом процессе, и поставщиками энергоресурсов
  • Отсутствие мотивации у населения к применению энергосбережения
  • Риск при внедрении новых технологий
  • Высокие ставки по кредитам
  • Относительно высокая стоимость энергосберегающих мероприятий и оборудования
  • Незаинтересованность энергогенерирующих компаний в энергосбережении

Для устранения препятствий при внедрении и финансировании энергосберегающих мероприятий сегодня в России реализуется целый комплекс мер, который на государственном уровне был представлен как Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». Так 2009 год стал знаковым для развития энергосбережения в России. Именно в это время проблема энергосбережения стала обсуждаться в высших эшелонах власти, и был принят целый пакет законодательных актов для развития энергосбережения: 1. Разработан и принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 2. В целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, с участием Минэнерго России разработаны и приняты постановления Правительства РФ, касающиеся новых требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг; создании государственной информационной системы в области энергосбережения; 3. Организован процесс сбора информации о фактических потерях энергоресурсов при их передаче на основе данных приборов учета. 4. Утверждены требования к энергетическому паспорту объектов, 5. Организована работа по подготовке и повышению квалификации энергоаудиторов для проведения энергетического обследования различных объектов. В общей сложности к 2011 году принято 37 нормативных правовых актов федерального уровня, касающихся энергосбережения в большинстве субъектах РФ разработаны региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Несмотря на весь объем законодательной работы, выполненной для реализации энергосберегающей стратегии страны, специалисты в области энергетики заявляют, что государственные структуры оказались не готовы к введению нового закона в действие. Подзаконные акты для реализации рамочного закона «Об энергосбережении» выходят с опозданием в несколько месяцев, а некоторые не разработаны до сих пор. Поэтому сейчас в России происходит процесс подготовки законодательной базы для реализации структурной перестройки энергетики и пока существенного сдвига по этой проблеме в общероссийском масштабе пока не наблюдаются, а есть лишь отдельные успешные примеры.

На сегодняшний день в России после ряда реформ, законодательно разрешено присутствие частного капитала в системе Жилищно- коммунального хозяйства (ЖКХ). Именно присутствие частных фирм и начало государственно-частного партнерства (ГЧП) позволило начать финансирование, модернизацию системы ЖКХ и в частности осуществлять внедрение энергосберегающих технологий. В системе ЖКХ ГЧП определяется как делегирование частному бизнесу функций управления муниципальными системами и предоставления услуг населению. ГЧП выгодно, как и власти, так и частному бизнесу. Но требует от власти последовательности и реформирования ЖКХ, а от бизнеса - долгосрочных вложений. На практике ГЧП сводится к партнерству между властями муниципальных образований и частными фирмами (управляющими компаниями, инвесторами) в целях эффективной эксплуатации, модернизации, строительства систем ЖКХ. Финансирование проектов развития и модернизации систем ЖКХ в большинстве стран мира, в том числе и в России, происходит в первую очередь за счет государственных средств. Но огромные инвестиционные потребности ЖКХ и ограниченность этих ресурсов создает необходимость привлечения частных средств. Получение прибыли при реализации проектов в сфере ЖКХ происходит за достаточно длительный промежуток времени (5 лет и более). Также частная фирма при реализации проекта должна соблюсти ряд условий: повысить эффективность предоставляемых услуг, сократить непроизводственные затраты. Потенциально успешное ГЧП должно удовлетворять некоторым условиям:

  1. владеть эффективными методами управления,
  2. применять современные технологические решения
  3. обладать мотивацией на достижения высокого качества обслуживания населения
  4. быть ориентированным на минимизацию общих издержек на весь срок проекта

Проекты ГЧП в ЖКХ всегда содержат высокую степень риска, связанную с вовлечением крупных финансовых вложений на длительный срок при неопределенности затрат на модернизацию и эксплуатацию объектов. Поэтому механизмы ГЧП должны строятся на сбалансированном распределении рисков между частными операторами и муниципалитетами. Благодаря ГЧП власти освобождаются от забот по управлению процессом обслуживания населения, и сосредотачиваются на регулирование отрасли и контроле качества предоставляемых услуг.

Примером реализации ГЧП в России является ОАО «Российские коммунальные системы» (ОАО «РКС»), которая на практике стала применять в системе ЖКХ технологии энергосбережения. ОАО «РКС» была создана в 2003 году РАО «ЕЭС России» и «КЭС-Холдингом». Работая на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в Центральной части России, ОАО «РКС» провела целый ряд мероприятий по модернизации систем ЖКХ, и в частности по внедрению энергосберегающих технологий:

  1. установка учетов общедомового потребления в многоквартирных жилых домах
  2. замена счетчиков с более высоким классом точности
  3. технический учет на подстанциях

Значительного повышения качества услуг ЖКХ ОАО «РКС» добивается за счет снижения удельных затрат тепло-, энергоресурсов, холодной и горячей воды, сокращения эксплуатационных затрат путем установки в реконструируемых зданиях более совершенного инженерного оборудования. Например, снижение тепловых потерь возможно при организации поквартирного учета потребляемой тепловой энергии. Также целесообразно при реконструкции объектов создавать автономные котельные. Сейчас создание автономных котельных практикуется при строительстве медицинских учреждений, домов элитного класса, котеджных поселков. Использование автономных котельных сводит к минимуму затраты на прокладку, обслуживание, ремонт, устранение аварий, реконструкцию тепловых сетей. Принцип действия котельной заключается в автономности и независимости работы от городских источников теплоснабжения и тепловых сетей. Для работы котлов необходимы вода как носитель тепла и электроэнергия для работы электрической системы котельной. Экономический эффект от применения автоматизированных систем теплоснабжения достигается за счет:

  1. отсутствия подводящих тепловых сетей, в которых теряется до 30% тепловой энергии;
  2. возможности автоматического регулирования температуры воздуха в жилых помещениях в зависимости от внешних температур, что устраняет нерациональный расход топлива и обеспечивает его экономию до 25%.

Исследования показали, что наибольшие теплопотери происходят через окна (40-72%), через наружные стены (23-35%). Поэтому в целях энергосбережения необходимо проводить при реконструкции объектов ЖКХ утепление стен, окон, кровельных покрытий и подвалов. Значительного сокращения тепловых потерь можно добиться за счет установки стеклопакетов с тройным остеклением. Основным направлением снижения энергопотребления при освещении жилых жомов являются гибкое нормирование, оптимизация процесса эксплуатации светотехнического оборудования, максимальное использование естественного света, применение специальных способов освещения. Наибольший потенциал экономии электроэнергии заложен в использовании эффективного светотехнического оборудования, позволяющего снизить потребление электроэнергии в 4 раза без ухудшения освещения.

Для снижения издержек содержания и использования системы ЖКХ отдельных домов или районов эффективно создание автоматизированных систем тепло-, энерго-, водоснабжения. Эта система должна обеспечивать целый ряд функций:

  1. автоматизированный учет и оценку состояния всех элементов системы, в которую необходимо включать не только жилищный фонд, но и все инженерные сети;
  2. обоснование и выбор оптимальных проектных и управленческих решений по внедрению новых энергосберегающих технологий;
  3. получение оперативной информации клиентами и службами для оценки текущего состояния элементов системы и принятия решений по устранению поломок.

Но также применение и развитие энергосберегающих технологий зависит и от каждого из нас, как клиентов системы ЖКХ. Ведь применение данных технологий в доме иди в отдельной квартире ведет к снижению наших личных затрат и повышения качества услуг ЖКХ. Значительного повышения качества услуг ЖКХ ОАО «РКС» добивается за счет снижения удельных затрат тепло-, энергоресурсов, холодной и горячей воды, а сокращения эксплуатационных затрат путем установки в реконструируемых зданиях более совершенного инженерного оборудования. Например, снижение тепловых потерь возможно при организации поквартирного учета потребляемой тепловой энергии. Также целесообразно при реконструкции объектов создавать автономные котельные. Сейчас создание автономных котельных практикуется при строительстве медицинских учреждений, домов элитного класса, котеджных поселков. Использование автономных котельных сводит к минимуму затраты на прокладку, обслуживание, ремонт, устранение аварий, реконструкцию тепловых сетей. Принцип действия котельной заключается в автономности и независимости работы от городских источников теплоснабжения и тепловых сетей. Для работы котлов необходимы вода как носитель тепла и электроэнергия для работы электрической системы котельной. Экономический эффект от применения автоматизированных систем теплоснабжения достигается за счет: отсутствия подводящих тепловых сетей, в которых теряется до 30% тепловой энергии, возможности автоматического регулирования температуры воздуха в жилых помещениях в зависимости от внешних температур, что устраняет нерациональный расход топлива и обеспечивает его экономию до 25%.

Исследования показали, что наибольшие теплопотери происходят через окна (40-72%), через наружные стены (23-35%). Поэтому в целях энергосбережения необходимо проводить при реконструкции объектов ЖКХ утепление стен, окон, кровельных покрытий и подвалов. Основным направлением снижения энергопотребления при освещении жилых жомов являются гибкое нормирование, оптимизация процесса эксплуатации светотехнического оборудования, максимальное использование естественного света, применение специальных способов освещения. Наибольший потенциал экономии электроэнергии заложен в использовании эффективного светотехнического оборудования, позволяющего снизить потребление электроэнергии в 4 раза без ухудшения освещения.

Для снижения издержек содержания и использования системы ЖКХ отдельных домов или районов эффективно создание автоматизированных систем тепло-, энерго-, водоснабжения. Автоматическая система тепло-, энерго-, водосбережения должна взаимодействовать с автоматической системой поквартирного учета и регулирования расходов тепла, электроэнергии и воды. Эта система должна обеспечивать целый ряд функций:

  • автоматизированный учет и оценку состояния всех элементов системы, в которую необходимо включать не только жилищный фонд, но и все инженерные сети;
  • получение оперативной информации клиентами и службами для оценки текущего состояния элементов системы и принятия решений по устранению поломок, обоснование и выбор оптимальных проектных и управленческих решений по внедрению новых энергосберегающих технологий;

Особое значение имеет государственная поддержка развития энергосбережения в социальной сфере. До настоящего времени какой либо официальной государственной статистики о расходах энергии объектами бюджетной сферы не существует. Имеются лишь данные, принадлежащие независимым экспертам. По данным независимой ассоциации НП АВОК (Некоммерческое Партнерство "Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике"), учреждения бюджетной сферы находятся на третьем месте по энергоемкости после ЖКХ и промышленности России. Так, в 2007 году учреждения бюджетной сферы потребили 124 млн Гкал тепловой энергии, что составляет 8% общего потребления в России, 41 млрд кВт ч электроэнергии (4%), 11,2 млрд куб. м газа (2% общего объема потребления России) и 32 тыс. т сжиженного газа. Иностранные специалисты в области энергосбережения, работающие в России, уверяют, что бюджет страны мог тратить на миллиарды рублей меньше, если бы существовала программа по экономии энергии. "Общественные здания (включая детские сады, школы, университеты) имеют высокий потенциал энергосбережения. Ежегодные расходы на энергию в общей сложности составляют 380 млрд руб., и их можно сократить вдвое с помощью внедрения проектов повышения энергоэффективности",- считает Винсент Дуйнхауэр, менеджер по программам отдела энергоэффективности и изменения климата Европейского банка реконструкции и развития. По данным АВОК, одной из причин повышенного уровня энергопотребления в учреждениях бюджетной сферы является практически полное отсутствие контроля количества потребленной энергии со стороны государства. Как показывают исследования ПРООН, 15-20% потребленной энергии в российских учреждениях образования приходится на освещение. Как показали результаты исследования московских школ, проведенного в рамках проекта ПРООН/ГЭФ "Преобразование рынка для продвижения энергоэффективного освещения", в обследованных школах Москвы значительная часть светильников работает более 20 лет. Несмотря на то что, СНиП утвержденные в 2003 году запрещают применение ламп накаливания при освещении учебных помещений, они до сих пор используются во многих школах в давно устаревших неэффективных светильниках, из-за чего перерасход электроэнергии в этих школах составляет 35-40%. Эти данные делают очевидной необходимость принятия мер по повышению энергоэффективности в бюджетных учреждениях. Власти ряда регионов, не надеясь на помощь центра, своими силами проводили работы по повышению энергетической эффективности еще до инициативы Д.А. Медведева. Губернатор Челябинской области в 1999 году взял под свой контроль утверждение лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов для бюджетных организаций. Лимиты уже тогда утверждались на основании данных энергопаспортов, оформленных по итогам энергоаудита, и ежегодно пересматривались с учетом фактического потребления за предыдущий период, проводимых энергосберегающих мероприятий (в том числе установки приборов учета и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов), изменения источников финансирования. Результатом работы по уточнению лимитов стало почти двукратное снижение потребления топливно-энергетических ресурсов к 2004 году. Основу мониторинга, по мнению руководства области, составил переход от планирования на основании лимитов по фактическому потреблению топливно-энергетических ресурсов за предыдущий отчетный период к планированию с применением показателей, характеризующих реальную потребность в ресурсах. Показатели включали занимаемую учреждением площадь, источник энергии, вид энергоресурса, нормативы потребления. В 1999 году бюджетные объекты областного и муниципального подчинения имели суммарный лимит топливно-энергетических ресурсов в объеме 874 тыс. тут. В 2005 году, несмотря на значительный прирост числа объектов, потребление энергоресурсов составило 709 тыс. тут, то есть количество потребленного топлива уменьшилось на 165 тыс. тут. Повысить энергоэффективность в сфере образования в России пытались еще в конце 90-х. В феврале 1999 года коллегия Министерства образования РФ одобрила программу "Энергосбережение Минобразования России на 1999-2005 годы". Документ был принят в связи с тем, что почти во всех учреждениях образования России наблюдался дефицит топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), как следствие, стремительно росла задолженность образовательных учреждений перед поставщиками ТЭР, из-за чего их нередко отключали от сетей электроснабжения. По приказу министерства 1090 российских вузов и средних специальных учебных заведений приняли участие в программе повышения энергоэффективности. Первым шагом в реализации программы стало проведение комплексного энергетического обследования (энергоаудита) образовательных учреждений. Он проводился при непосредственном участии региональных базовых центров энергосбережения. В 2000 году были проведены первые энергетические обследования 230 образовательных учреждений России, в том числе 73 вузов, 75 средних специальных учебных заведений и 82 школ во всех регионах. Результаты обследований показали, что основными потребляемыми энергоносителями являются тепловая и электрическая энергия, причем доля тепловой энергии в общем потреблении энергоносителей составляет 55-70%, а электроэнергии - до 35%. Образовательными учреждениями за 1999-2005 годы установлено более 6820 единиц энергоэффективного оборудования: приборы учета воды, электричества, тепла. Для выполнения программы "Энергосбережение Минобразования России" в 1999-2005 годах из госбюджета было выделено 657,2 млн руб. на приобретение оборудования для реализации энергосберегающих проектов. В рамках этой программы создали информационно-аналитическую систему учета расхода ТЭР, систему управления энергосбережением в университетах и колледжах, систему финансирования мер по энергосбережению. Благодаря принятым мерам в большинстве региональных учреждений образования потребление энергии снизилось. Например, коммунальные расходы Белгородского ГТУ были снижены на 30% по теплу, на 36% - по горячей воде, почти на 50% - по холодной воде. Коммунальные расходы Тульского государственного университета по холодной воде были снижены на 41%, по горячей - на 30%, а по теплу на - 45%. Опыт прошлых лет признали положительным, и работы по энегосбережению в учреждениях образования было решено продолжить уже в рамках повышения энергосбережения во всей стране. В августе 2010 года на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике президент России Дмитрий Медведев призвал работников учреждений образования и здравоохранения "как можно тщательней экономить деньги". По подсчетам Министерства образования и науки энергосбережение только в средних школах поможет ежегодно экономить до 900 тыс. руб., а к 2015 году таким образом можно будет сэкономить до 40 млрд руб. Чтобы достичь намеченных показателей, Министерство образования приняло ряд мер в рамках нескольких документов. Один из них - Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы". Программа предполагает в том числе создание и внедрение системы мониторинга мероприятий по энергоэффективности в учреждениях образования Российской Федерации, получающих государственную поддержку из федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных источников. В регионах России к концу 2012 года будет открыто 56 консультационных центров по вопросам энергоэффективности, а также сайт для консультационной поддержки специалистов образовательных учреждений. Важным фактором, способствующим реализации государственной энергосберегающей политики является поддержка НИОКР (научно-исследовательский и опытно-конструкторских работ) в сфере энергетики, развитие производств энергосберегающего оборудования, субсидирование покупки энергосберегающего оборудования и внедрения энергосберегающих технологий частными компаниями и отдельными гражданами,. Поддержка НИОКР должна проводиться как за счет государственного финансирования так и за счет привлеченного частного капитала, при условии создания благоприятного инвестиционного климата и условий для проведения научных исследований и внедрения их результатов. На сегодняшний день энергоэффективность и энергосбережение признаны в России приоритетными направлениями развития российской науки включены президентом России в федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы". На реализацию федеральной целевой программы государство средств не пожалело. На 2007-2013 годы (в ценах соответствующих лет) предусмотрено выделение 172,39 млрд руб., в том числе 111,33 млрд руб. из федерального бюджета. При этом 104,07 млрд руб. из этой суммы выделялись на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, 6,48 млрд руб.- на капитальные вложения, 0,78 млрд руб.- на прочие нужды. Государство планировало привлечь и частные инвестиции в размере 61,06 млрд руб. Согласно приложению к программе, объемы государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в течение двух ближайших лет снижаться не будут и составят 31 482 млн руб. в 2011 году, 29 983 млн руб. в 2012 году и 36 848 млн руб. в 2013 году. Министерство планирует привлечь и частные инвестиции для реализации своих планов: 11 810 млн руб. в 2011 году, 11 498 млн руб. в 2012 году и 14 141 млн руб. в 2013 году. Для того, чтобы наиболее оптимально распределять финансирование между научными коллективами и организациями министерство образования и науки проводит конкурсы и отбирает по их итогам лучшие проекты. Ежегодно в августе-сентябре Министерство образования объявляет сбор заявок на участие в конкурсе.. Научно-техническая общественность, представители научных структур, НИИ, университетов и бизнеса присылают на конкурс свои предложения по созданию определенных видов энергоэффективного оборудования. Ежегодно количество заявок на участие в конкурсе увеличивается. В 2011 году было предложено 500 заявок, из которых рабочая группа Министерства образования, в которую входят ученые, представители бизнес-структур, поддержала примерно 150. Главными критериями отбора проектов являются научная новизна и возможность коммерциализации проекта. Финансирование работ, получивших одобрение экспертной группы Министерства образования, происходит по-разному в зависимости от того, что представляет собой претендующая на государственную поддержку научная разработка. Например, для того, чтобы получить деньги на проведение «проблемно ориентированных научных работ с целью создания так называемого первичного задела в научной области» (научных исследований), из госбюджета каждому одобренному экспертной группой научному проекту выделяется, согласно программе, не более 20 млн руб. (по 10 млн руб. в год в течение двух лет). Гораздо в больших объемах государство финансирует проекты, предполагающие разработку конкурентоспособных технологий и оборудования. На них государство выделяет от 30 млн до 100 млн руб. В обоих случаях разработчики обязаны привлечь к реализации своего проекта и частные инвестиции. И если в первом случае объем частных инвестиций должен составлять не менее 15% от бюджетных средств, то во втором случае государство требует увеличить финансирование вдвое за счет частных инвестиций. Ряд проектов, прошедших отбор экспертной группой и получивших финансирование, успешно реализованы. Так получив финансирование от государства российские ученые создали систему "Умный дом", которая затем была установлена в жилых домах Москвы и Челябинска. Кроме технических решений, направленных на энергосбережение в сфере ЖКХ, российские ученые разработали и экологически чистые когенерационные агрегаты для производства водорода и обеспечения энергией автономных потребителей. Эти энергоустановки и энерготехнологические комплексы по производству водорода, электрической и тепловой энергии не имеют аналогов в мире. Бюджет проекта составил 217,08 млн руб., из которых 147 млн руб.- бюджетные средства. Над проектом работали ученые Объединенного института высоких температур РАН, государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка", филиала ОАО "Южный инженерный центр энергетики" - "Ростовтеплоэлектропроект", ОАО "Институт электронных управляющих машин". Государство рассчитывает не только коммерциализировать отечественные разработки, но и увеличить экспорт инновационных научных разработок. Сегодня доля российской высокотехнологичной энергосберегающей продукции в мире составляет 0,45%, в будущем году Министерство образования ожидает увеличения ее доли до 0,46%, а в 2013 году планирует довести ее до 0,49%. Таким образом, доля всей высокотехнологичной продукции в объеме российского экспорта в 2011 году составит 8,83%, в 2012 году - 10,11%, а в 2013-м - 10,18%. На сегодняшний день развитие энергосбережения в России находиться на начальном этапе. Государство законодательно утвердило направление мер по развитию энергосбережения, бизнес начал проявлять к энергосбережению как новой сфере рынка товаров и услуг. Но только при поддержке государства энергосбережение сможет стать новой «точкой роста» российской экономики и науки. Поэтому российские власти должны продолжить курс по созданию условий для развития энергосбережения: создавая благоприятный инвестиционный климат, поддерживать научные исследования и разработки, участвовать в финансировании отдельных проектов. Так как только государству под силу решить многие проблемы, которые отпугивают бизнес структуры от работы в области энергосбережения

Просмотров работы: 6