Каждый такой рынок может иметь определенную сегментацию, т.е. группировку по определенному признаку, что формирует категорию занятых. Специализированный рынок труда, как правило, группируется по уровню квалификации, уровню образования, половозрастным характеристикам;
Социологические исследования российского рынка труда показывают, что наибольшие сложности с трудоустройством испытывают молодые люди до 25 лет. Молодёжь составляет среди безработных 27,1%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,8%, в возрасте 20-24 года - 21,4%. Ежегодно на рынок труда приходят выпускники системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Общая численность этой категории составляет около 1,5 млн.чел. в год. В это число не входят выпускники, призванные в ряды Вооруженных сил, а также продолжившие обучение на других уровнях профессионального образования.
Студенты высших учебных заведений являются представительной группой российской молодежи, В вузах нашей страны обучается более 7,5 млн.студентов. Несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются лишь 50% выпускников вузов. Данные социологических опросов свидетельствуют, что безработными оказываются даже выпускники престижных вузов. В концепции «Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы» отмечалось, что более четверти выпускников учреждений высшего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. В случае поступления на работу по специальности они не владеют современными и эффективными способами деятельности на производстве.
Как известно, наш рынок труда перенасыщен экономистами, юристами и менеджерами, которым с большим трудом удаётся устроиться на работу по профессии, в то время как наиболее востребованы инженерные и рабочие специальности. В Москве и Петербурге по специальностям слесарь, электрик, механик и т.п. вакансий уже больше, чем предложений. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.
Роль государства в решении проблемы трудоустройства молодежи, в том числе и выпускников вузов невероятновелика. Грамотная политика в сфере занятости молодежи, безусловно, поможет системе профессионального образования адекватно реагировать на потребности рынка труда, направлять трудовые ресурсы в необходимое, нуждающееся в квалифицированных кадрах, русло и увеличить долю выпускников, трудоустраивающихся по полученной специальности.
Важным направлением такой политики является профориентационная работа среди школьников по специальностям, которые востребованы на рынке труда. К числу административных мер следует отнести введение определённого срока обязательной отработки по специальностям, подготавливаемым для государственных предприятий и бюджетных учреждений, например, для студентов педагогических вузов. Тем самым сократиться нехватка педагогических работников в школах.
Наряду с данными мерами в рамках программы занятости молодежи важное социально-экономическое значение имеет применение такого направления регулирования спроса и предложения на рынке труда, как рациональное использование гибких форм занятости, гибкого режима рабочего времени на российских предприятиях. Зарубежный опыт показывает, что в развитых странах проявляется тенденция принятия законов о работе на срок, на неполное рабочее время, о дистанционном труде. Подобный подход является более эффективным, чем принудительные отпуска или неполная рабочая неделя для всех работающих. В свою очередь, работа по специальности, которая требует определенной профессиональной подготовки, знаний и опыта, позволяет сохранить квалификацию молодых специалистов. С персональной точки зрения гибкий режим рабочего времени позволяет работникам повысить личную независимость на рабочем месте, а также полнее удовлетворять свои запросы относительно профессиональной деятельности и повышения квалификации без отрыва от производства. Представляется важным обеспечивать содействие частичной занятости молодежи на основе гибких графиков, изучая этот опыт и адаптируя его к условиям нашей страны.
Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, она должна отражать интересы человека в сфере труда. В мировой науке и практике уже давно сформировалось и нашло реальное воплощение понимание политики занятости как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют лишь органическую часть этого более широкого контекста. Нельзя не согласиться с экспертами в том, что государству необходимо направлять средства на программы переподготовки и повышения профессиональной конкурентоспособности среди молодежи. Молодым специалистам нужно не платить пособия по безработице, а вовлекать их в активные мероприятия, учить тому, чтобы выпускники были конкурентоспособными на рынке труда. Это позволит снизить напряженность в молодежном секторе рынка труда. Реализация подобных мер является прямым инвестированием государства и регионов в будущее и поможет обеспечить социальную защищенность не только молодежи, но других категорий безработных.