ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные преобразования в российском обществе в целом и в Вооруженных Силах в частности обусловили необходимость переосмысления ценностей, особенностей их проявления и функционирования, в том числе и в профессиональной деятельности военных специалистов. Это в значительной степени связано с тем, что современное профессиональной образование характеризуется переходом от так называемой «знаниевой» к личностно-ориентированной парадигме. Одно из центральных мест в ней занимает проблема формирования профессиональной компетентности будущего специалиста.

В целом, актуальность проблемы формирования профессиональной компетентности будущих военных специалистов объясняется целым рядом  причин. В частности, происходящие в период становления информационного общества инновационные процессы (регионализация и информатизация высшего и среднего профессионального образования, глобализация сферы образования, в том числе и военного) значительно усложняют подготовку специалиста. Так, например, сегодня от военного специалиста требуется уверенное владением как минимум одним иностранным (чаще всего, английским) языком. Это становится тем более актуальным в свете  идеи о включенности коммуникативной компетенции в состав более объемного конструкта «профессиональная компетенция военного специалиста». При этом психологические особенности курсантов таковы, что всякое обучение обладает практической направленностью, а потенциально возможная ситуация вовлеченности военного специалиста в вооруженный конфликт с участием представителей вооруженных сил других стран требует от него способности в сжатые сроки обработать информацию, переданную на иностранном языке, и на основе этого принять решение, связанное с устранением непосредственной угрозы жизни и здоровью, причем как собственному, так и других людей. Следовательно, преподаватель в военном вузе должен организовать обучение таким образом, чтобы обеспечить реализацию учебно-познавательных потребностей курсантов в условиях, максимально приближенных к реальным, т.е. к естественной среде, в которой будет проходить их профессиональная деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает создание базирующихся на компьютерных технологиях дидактических информационных сред.

Как известно, существует классификация информационных сред, подразделяющая их на активные и пассивные. При этом принято считать, что первые само­стоятельно воздействуют на обучающегося и определяют неукоснительное исполнение им тех или иных операций, а последние (например, природная среда оби­тания человека) лишь предоставляют инфор­мацию в распоряжение субъекта, но никоим образом не инициируют ее вос­приятие и переработку. На современ­ном этапе развития научно-гуманистической обра­зовательной системы формируется промежуточное направление в идеологии конструирова­ния обучающих информацион­ных сред. Речь идет о проектировании и создании так называемых «потенциально-активных сред обучения»,  основная функция которых будет сводиться к стимуляции дальней­шего потребления информации после первоначального знакомства с ней обучающегося [1; 3].

Под дидактической информационной средой понимается информационная среда, включающая средства обучения, базирующиеся на новых инфокоммуникационных технологиях, и информацию научного и учебного характера, способствующую формированию основ профессиональной компетентности будущего специалиста, как входящую в официально признанное и зафиксированное в виде учебных программ содержание обучения, так и дополнительную информацию дидактического характера [2, с. 65].

Как показывает практика, отдельные компоненты подобных сред уже довольно активно используются в учебном процессе по иностранному языку. Например, для обеспечения наглядности на практических занятиях по английскому языку в нашем университете достаточно успешно используются подготовленные с помощью программы Microsoft PowerPoint презентации по лексическим и грамматическим темам. Также широкое распространение в учебном процессе получили различные электронные словари и  справочно-информационные материалы, построенные по принципу гипертекстовых связей. Однако наибольшую эффективность данные элементы педагогических информационных технологий могли бы, на наш взгляд, приобрести при условии научно-обоснованной систематизации в виде электронных учебно-информационных комплексов, реализующих принцип эргономизации труда как преподавателей, так и обучающихся и ориентированных на применение коллаборативных технологий обучения.

 

Литература

  1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. // Информационные технологии. - 2000. - 4. - с. 154-168.
  2. Киргинцев М.В. формирование профессиональной компетентности курсантов военно-технических вузов в условиях дидактической информационной среды. Дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. - Ставрополь, 2004. - 157 с.
  3. Оспенникова Е.В. Информационно-образовательная среда и методы обучения // Педагогическая информатика. - 2002 - № 4. - С. 46 - 49.
Просмотров работы: 1