В целом, актуальность проблемы формирования профессиональной компетентности будущих военных специалистов объясняется целым рядом причин. В частности, происходящие в период становления информационного общества инновационные процессы (регионализация и информатизация высшего и среднего профессионального образования, глобализация сферы образования, в том числе и военного) значительно усложняют подготовку специалиста. Так, например, сегодня от военного специалиста требуется уверенное владением как минимум одним иностранным (чаще всего, английским) языком. Это становится тем более актуальным в свете идеи о включенности коммуникативной компетенции в состав более объемного конструкта «профессиональная компетенция военного специалиста». При этом психологические особенности курсантов таковы, что всякое обучение обладает практической направленностью, а потенциально возможная ситуация вовлеченности военного специалиста в вооруженный конфликт с участием представителей вооруженных сил других стран требует от него способности в сжатые сроки обработать информацию, переданную на иностранном языке, и на основе этого принять решение, связанное с устранением непосредственной угрозы жизни и здоровью, причем как собственному, так и других людей. Следовательно, преподаватель в военном вузе должен организовать обучение таким образом, чтобы обеспечить реализацию учебно-познавательных потребностей курсантов в условиях, максимально приближенных к реальным, т.е. к естественной среде, в которой будет проходить их профессиональная деятельность. В связи с этим особую актуальность приобретает создание базирующихся на компьютерных технологиях дидактических информационных сред.
Как известно, существует классификация информационных сред, подразделяющая их на активные и пассивные. При этом принято считать, что первые самостоятельно воздействуют на обучающегося и определяют неукоснительное исполнение им тех или иных операций, а последние (например, природная среда обитания человека) лишь предоставляют информацию в распоряжение субъекта, но никоим образом не инициируют ее восприятие и переработку. На современном этапе развития научно-гуманистической образовательной системы формируется промежуточное направление в идеологии конструирования обучающих информационных сред. Речь идет о проектировании и создании так называемых «потенциально-активных сред обучения», основная функция которых будет сводиться к стимуляции дальнейшего потребления информации после первоначального знакомства с ней обучающегося [1; 3].
Под дидактической информационной средой понимается информационная среда, включающая средства обучения, базирующиеся на новых инфокоммуникационных технологиях, и информацию научного и учебного характера, способствующую формированию основ профессиональной компетентности будущего специалиста, как входящую в официально признанное и зафиксированное в виде учебных программ содержание обучения, так и дополнительную информацию дидактического характера [2, с. 65].
Как показывает практика, отдельные компоненты подобных сред уже довольно активно используются в учебном процессе по иностранному языку. Например, для обеспечения наглядности на практических занятиях по английскому языку в нашем университете достаточно успешно используются подготовленные с помощью программы Microsoft PowerPoint презентации по лексическим и грамматическим темам. Также широкое распространение в учебном процессе получили различные электронные словари и справочно-информационные материалы, построенные по принципу гипертекстовых связей. Однако наибольшую эффективность данные элементы педагогических информационных технологий могли бы, на наш взгляд, приобрести при условии научно-обоснованной систематизации в виде электронных учебно-информационных комплексов, реализующих принцип эргономизации труда как преподавателей, так и обучающихся и ориентированных на применение коллаборативных технологий обучения.
Литература