На территории региона сложилась разветвленная сеть автомобильных дорог, существенно различающаяся по качеству дорожного покрытия. Большинство дорог регионального и местного значения требуют капитального ремонта. Основная проблема здесь в финансировании дорожных работ. В соответствии с Бюджетным кодексом финансирование региональных дорог должно производиться из поступлений в дорожные фонды. По оценкам специалистов, фактическая сумма поступлений будет существенно ниже нормативной потребности на ремонт, содержание и капитальный ремонт автомобильных дорог. Следовательно, ни о каком развитии или улучшении ситуации говорить не приходится. Существенной проблемой на международных маршрутах, соединяющих Россию с Латвией и Финляндией, являются пограничные переходы. В настоящее время для расширения сотрудничества с зарубежными странами требуется: значительное увеличение пропускной способности существующих и создание новых пограничных переходов; создание современных таможенно-логистических терминалов; развитие приграничных территорий и их инфраструктуры.
Техническое состояние и оснащенность железных дорог района в основном соответствуют современным требованиям и обеспечивают маршрутные скорости грузовых поездов. Основными направлениями железнодорожных перевозок в регионе являются: Санкт-Петербург - Псков, Санкт-Петербург - Витебск, Санкт-Петербург - Тверь - Москва, Санкт-Петербург - Вологда - Ярославль, Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Североморск, Санкт-Петербург - Вологда - Архангельск, Санкт-Петербург - Выборг - Финляндия, Санкт-Петербург - Сортавала - Финляндия. Замкнутость маршрутов на станцию Санкт-Петербург существенно усложняет и замедляет транспортировку грузов. Наиболее важная проблема железнодорожного транспорта СЗ района - это отсутствие резервов пропускной и провозной способностей. Основные нарекания со стороны грузоотправителей и грузополучателей железнодорожный транспорт получает за срыв сроков поставки, отсутствие полноты информации о состоянии груза и его местоположении, плохое обеспечение сохранности груза. Данные обстоятельства делают менее привлекательными транзитные перевозки железнодорожным транспортом через Россию. Появление конкурентов в данном секторе транспортных услуг, развитие современной и разветвленной сети железных дорог, припортовых и узловых станций, существенное финансирование из федерального бюджета может улучшить ситуацию в регионе.
Морской транспорт для региона Балтийского моря обеспечивает как каботажные, так и международные перевозки через главный порт России - Санкт-Петербург и морской порт Выборг. Сооружение новых портов, специализированных причалов с развитой припортовой инфраструктурой позволит перенаправить грузопотоки, ускорит обработку судов, повысит качество обслуживания клиентов и, в целом, доступность транспорта в регионе. Морской транспорт является основной транспортной связью с Калининградской областью, следовательно, необходимо параллельно развивать порты Ленинградской и Калининградской областей, обеспечивающие данные перевозки.
По программе развития СЗ Федерального округа до 2020 года должны быть реализованы несколько инвестиционных проектов: строительство порта многоцелевого назначения и создание портовой инфраструктуры в МТП «Усть-Луга»; ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал»; строительство комплекса наливных грузов в морском торговом поту Усть-Луга; комплексное развитие территорий, прилегающих к морскому торговому порту «Усть-Луга». В Калининградской области: строительство контейнерного терминала, ООО «Балтийская Стивидорная Компания»; строительство перевалочной базы нефтепродуктов в г. Светлый, ЗАО «Балт Нафта». Данные проекты, на наш взгляд, как «капля в море» и не изменят существенно ситуацию в транспортной системе СЗ района.
Решение проблем транспортной системы требует значительно большего внимания, как со стороны региональных властей, так и со стороны федеральной власти. Необходимо привлечь инвестиции не только российских и зарубежных компаний, но и оказать регионам существенную государственную финансовую поддержку.