Для уточнения постановки задачи рассмотрены некоторые законы развития технической системы «самоходное судно». В результате получены следующие выводы:
Далее были выявлены противоречия системы.
Углублённые противоречия. Судовые движители включают в себя быстро движущиеся рабочие поверхности, что приводит к снижению эффективности их работы (большие вихревые потери, кавитация). Если уменьшить скорость движения лопастей, то потребуется увеличить их площадь, что приведёт к целому комплексу проблем. Объёмный удлинённый корпус судна при обтекании водой создаёт тормозящий турбулентный пограничный слой. Если длину корпуса уменьшать, то существенно растёт сопротивление формы в результате образования крупных вихрей и волнового следа.
Обострённые противоречия. Упор сконцентрирован в районе движителя - почти в точке по сравнению с размерами судна. Так как вода не является твёрдой, то эффективно оттолкнуться от неё, прикладывая сосредоточенное усилие, сложно (кавитация и пр.). Таким образом, должна быть большая несущая поверхность движителей (для создания упора). С другой стороны - не должно быть поверхности движителей (для исключения сопротивления движению). Корпус судна мешает движению судна. Но он не может быть исключён, так как определяет основную функцию судна (размещение и транспортировку грузов или пассажиров). Таким образом, корпус судна должен быть и одновременно его не должно быть. Точнее, не должно быть его поверхности, создающей сопротивление трения и формы.
Таким образом, корпус судна сам должен создавать тягу. Для этого он должен совершать изгибные колебания с ускорением и значительной амплитуды. Оптимальные амплитуды, частоты и формы изгибных колебаний поверхности корпуса должны определяться на основе математической модели. В результате продолжения анализа задачи предложено судно с малой площадью ватерлинии (СМПВ) с гибкими подводными корпусами - движителями. Изгибные волновые движения подводных корпусов в горизонтальной плоскости обеспечиваются растягивающимися и сжимающимися горизонтальными телескопическими крыльями (см. рисунок). Изгиб подводных корпусов, работающих в противофазе, обеспечивает стабилизацию надводного корпуса. Движение автоматически управляется интеллектуальной системой.