РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В психологической литературе познавательные способности определяются как индивидуально - психологические особенности личности (т.е. качества, которыми отличается один человек от другого), являющиеся успешным условием выполнения учебной, познавательной деятельности. Профессор Л.А. Венгер и сотрудники его лаборатории исследовали основные закономерности развития познавательных способностей ребенка - сенсорные, интеллектуальные, творческие.

Актуальность проведённого нами педагогического исследования заключается в том, что уровень познавательных способностей влияет на успешность изучения младшими школьниками по всем учебным предметам.

Проблема исследования вытекает из противоречия между необходимостью развития у младших школьников познавательных способностей и недостаточно раскрытыми педагогическими условиями использования дидактической игры с этой целью.

Цель нашего исследования: определить эффективность использования дидактических игр на уроках математики для формирования познавательных способностей учащихся.

Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Решающее значение в развитии ребёнка принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний, умений и навыков. Но совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра приобретает всё большее значение. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учётом возможностей детей школьного возраста.

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь деятельности и усвоения знаний.

Объектом исследования являются познавательные способности учащихся начальных классов.

Предмет исследования - процесс развития познавательных способностей учащихся начальных классов средствами дидактических игр на уроках математики.

Задачи исследования:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития познавательных способностей через использование дидактических игр;
  • выявить особенности развития познавательных способностей младших школьников 4 класса общеобразовательной школы;
  • организовать и провести опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных способностей средствами математических дидактических игр в 4 классе;
  • обобщить результаты исследования, сделать выводы и рекомендации.

Гипотеза исследования: использование на уроках математики системы дидактических игр и занимательных упражнений является одним из средств развития психологических образований, крайне необходимых для учебного процесса: мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения.

База: исследование проводилось на базе МОУ гимназии №1 города Шуи, В исследовании участвовали 20 учеников 4 «а» класса в возрасте 9- 10 лет.

Период проведения: исследование проводилось с 1 по 25 марта 2011 года.

Для диагностики уровня развития познавательных способностей мы использовали различные психодиагностические методики:

  1. Методика для диагностики восприятия
  2. Методика для диагностики наблюдательности
  3. Методика для диагностики памяти
  4. Методика для диагностики объема внимания
  5. Методика для диагностики уровня мышления
  6. Методика для диагностики воображения.

Описание методик (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Изучение уровня развития познавательных способностей проводилось в два этапа (констатирующий и контрольный). Все перечисленные методики были применены в констатирующем эксперименте. Экспериментальную группу составили 20 учащихся 4 класса. Результаты обследования детей с помощью указанных методик представлены в следующей таблице (психические процессы оценивались по 10-бальной шкале).

Таблица №1  Начальный уровень развития познавательных способностей у учащихся экспериментальной группы (4 класс)

 

 

Ф.И. учащегося экспериментальной группы

Восприятие

Наблюдательность

Зрительная память

Внимание

Логическое мышление

Воображение

Сумма

Уровень развития познавательных способностей

1. Белова Кристина

10

10

10

10

10

3

53

высокий

2. Белова Мария

6

8

6

7

8

2

37

средний

3. Борисов Павел

5

4

4

3

2

2

20

низкий

4. Бугрова Соня

10

10

9

8

10

2

49

высокий

5. Ермаков Вадим

10

10

5

6

6

3

40

средний

6. Журавович Дмитрий

5

3

2

5

2

3

20

низкий

7. Кузнецова Елена

8

10

6

4

5

2

35

средний

8. Куликова Анастасия

10

10

7

6

10

2

45

высокий

9. Ларина Алина

10

10

10

7

7

1

45

высокий

10. Малышева Анастасия

10

10

7

8

10

3

48

высокий

11. Петросян Петр

4

10

6

4

7

3

34

средний

12. Семенова Виктория

5

8

7

4

5

3

32

средний

13. Синицын Илья

10

8

9

5

10

3

45

высокий

14. Спирина Елизавета

10

10

8

9

10

3

50

высокий

15. Терехова Мария

7

10

7

7

5

3

39

средний

16. Ткачева Елизавета

7

8

7

8

9

2

41

высокий

17. Филиппов Андрей

10

10

10

10

10

2

52

высокий

18. Ханов Александр

10

10

4

7

7

1

39

средний

19. Шалунов Виталий

9

8

6

6

5

2

36

средний

20. Шимотюк Анастасия

10

8

8

9

10

3

48

высокий

Сумма

166

175

138

133

149

48

809

 

Оценивая уровень развития познавательных способностей, мы исходили из следующих критериев: от 0 до 20 баллов - низкий уровень развития; от 21 до 40 баллов - средний уровень, от 41 и более баллов - высокий уровень развития познавательных способностей.

В результате анализа таблицы можно сделать вывод, что у учащихся в меньшей степени развит такой компонент познавательных способностей, как воображение, а в большей степени - наблюдательность. Это мы связываем с тем, что учащиеся изучают математику по традиционной программе (Моро М.И. и др.), где обучение опирается на эмпирические методы (наблюдения). А в учебниках данной программы мало представлены творческие задания и задания на воображение. Самые низкие показатели у Борисова П. и Журавовича Д. по сравнению с другими детьми. Самый высокий уровень развития познавательных способностей имеет Белова К. У неё высоко развиты такие компоненты познавательных способностей, как восприятие, наблюдательность, зрительная память, внимание, логическое мышление.

В целом, таблица позволяет констатировать, что в экспериментальной группе 10% детей имеют низкий уровень развития познавательных способностей, 45% - средний уровень и 45% высокий уровень развития познавательных способностей. Эти результаты представим в следующей диаграмме.

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость организации с данными учащимися целенаправленной работы, направленной на развитие воображения, внимания и зрительной памяти. Эту коррекционно - развивающую работу мы спроектировали на материале математики и апробировали её в ходе педагогической практики.

Для проведения формирующего эксперимента был разработан комплекс заданий развивающего характера, который создавал условия для развития познавательных способностей учащихся. Эта цель достигалась путем использования дидактических игр и занимательных упражнений, являющихся одним из важнейших средств, способствующих усвоению знаний, развитию и воспитанию учащихся.

Задания на развитие и совершенствование внимания.

В этот раздел включены содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Задание № 1

Прочерти путь (рис. 1) из пункта А в пункт D, пройдя через пункты В и С

Большой интерес для совершенствования навыков устных вычислений и развития внимания представляют числовые лабиринты (рис. 2)

Степень трудности в таких лабиринтах достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнить определенные задания вычислительного характера.

Задания № 2

Пройди путь от вершины пирамиды к её основанию, переходя из каждой клетки в одну из двух, расположенных под ней, и набери по дороге сумму 35.

Это задание дети выполняют методом проб. Взяв карандаш, прокладывают первый путь: из самой верхней клетки «5» можно перейти в одну из клеток «8» или «7». Для определенности из двух нижних клеток, расположенных под той верхней, из которой мы идем, будем всегда выбирать правую клетку из возможных, тогда получим 5+7 = 12, 12+4 = 16, 16+3 = 19, 19+5 = 24, 24+ 8= 32, 32+3 = 35. Сумма 35 получена, один из возможных путей найден, прочертим его цветным карандашом. Работаем дальше. Математическая емкость описанного задания очень велика, так как этот же числовой лабиринт через некоторое время может быть использован с несколько измененным заданием: «Набрать по пути суммы 45,55».

С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения объема и развития воображения учащиеся выполняют задание на пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует ещё большей сосредоточенности.

Задания №3

Сосчитай и напиши, сколько двоек на рисунке 3.

Один из учеников предложил каждой двойке подрисовывать маленькую головку в форме точки и около неё ставить число, получаемое при пересчете нарисованных двоек. Тогда легко увидеть, какие двойки ещё не сосчитали, а в конце сразу получить результат.

Задания на развитие восприятия и воображения.

Задания, направленные на развитии и совершенствование восприятия и воображения, по структуре эти задания аналогичны заданиям, рассматриваемые в первых двух классах. Однако их содержание, способы выполнения и фиксация результата существенно усложняются, так как часто бывает необходимо мысленно увидеть, представить характер того или иного преобразования. Например, найти недостающую часть среди множества заданных частей для получения целого, на глаз соотнести размеры площадей нескольких заданных фигур, описать и изобразить взаимное расположение нескольких геометрических фигур или объектов.

Задание№4

Под каждой фигурой поставь нужную цифру.

Это - усложненный вариант задания на отыскание пар одинаковых фигур. Методика работы над ним достаточно хорошо отработана на пропедевтических заданиях такого вида.

Рассматривая рисунок 4, дети замечают, что 10 из всех фигур, приведенных на рисунке, имеют свои номера, и задача учащихся состоит в том, что занумеровать каждую фигуру тем же номером, который имеет одинаковая с ней номерная фигура. Будем идти по строкам. В строке А первая фигура имеет номер 2. Сравним с ней каждую фигуру строки, не имеющую номера: такое сопоставление приводит к выделению третьей слева фигуры в этой строке, которая имеет точно такую же форму, как и первая фигура этой строки, ставим под ней цифру 2 и продолжаем поиск, переходя в строку В (там находим третью слева фигуру, под которой тоже ставим цифру 2), затем - в строку С, в которой такая фигура отсутствует, затем - в строку К и т.д.

Аналогичная работа проводится с каждой из занумерованных по условию фигур. В результате выполнения задания получаем следующий ответ:

строка А содержит фигуры: 2 5 2 1 9;

строка В содержит фигуры: 3 4 2 9 5;

строка С содержит фигуры: 0 6 7 1 8;

строка К содержит фигуры: 5 4 5 8 0;

строка Е содержит фигуры: 7 3 9 6 5.

Большой интерес вызывает у детей задания на преобразование фигур и объектов, выложенных из счетных палочек.

Задание № 5

Отсчитай 12 счетных палочек и выложи их по образцу рисунка 9. Переложи 8 палочек так, чтобы получилось 4 равных квадрата. Нарисуй их. Верни все палочки в исходное положение. Теперь переложи 8 палочек так, чтобы получилась мельница, нарисуй её в тетради.

По развитию зрительной, слуховой, наглядно- образной и словесно-логической памяти детей. Для этого используются дидактические игры «Запомни изученные слова» математических терминов, примерно 12-14 слов.

В течение одной минуты показываются одновременно все фигуры, изображенные на рисунке (рис. 5, 6), а затем дети воспроизводят их в тетради по памяти, конечно, в уменьшенном размере по сравнению с табличным, но с сохранением толщины изображаемых объектов.

Задания на развитие мышления.

Развитию мышления детей уделяется особое внимание, и в курс включаются задания направленные на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, решение логических задач.

Умение сравнивать отрабатывается при проведении сравнения двух чисел, примеров, задач, уравнений, двух фигур, а затем и группы чисел, группы примеров, группы задач и т.д. Это задания вида:

1. Напишите два числа сто и тысяча. Сравни эти числа.

Во время проверки учащиеся отвечают на два вопроса: «Чем похожи числа?» (При их записи использовано только две цифры: 0 и 1, и в том, и в другом числе на месте единиц и десятков стоят нули, оба числа являются счетными единицами.) и «Чем отличаются эти числа?» (Одно число трехзначное, другое - четырехзначное, числа имеют разное название: сто и тысяча, в записи первого числа используются два нуля, а в записи второго - три нуля.)

2. Вычисли значения выражений: 28: 4 = 24 : 4 =

Подчеркните подмеченные различия.

При проверке учащиеся рассказывают, что они подчеркнули делимые, так как они разные, подчеркнули полученные частные, отметили, что в первом примере в частном получили нечетное 7, а во втором - частное 6.

3. Найдите сумму длин сторон заданных квадратов (рис. 7)

Покажите сумму длин сторон квадратов с помощью отрезка. Скажите, чем задания и их решения похожи.

Во время проверки дети рассказывают сначала о работе с первым квадратом: «Измерили длину стороны этого квадрата, она равна 3 см Для нахождения суммы длин его сторон берем по 3 см 4 раза и получаем 12 см - сумма длин сторон первого квадрата, чертим отрезок длиной 12 см».

Аналогичная работа проводится со вторым квадратом.

Затем отмечается сходство: обе фигуры - квадраты, в обоих заданиях требуется найти сумму длин их сторон. Способ нахождения одинаковый: измерили длину одной стороны и умножили её на 4.

4. Реши задачи. Отметьте сходство и различие в задах и их решениях. Сделай вывод.

1) Витя сделал из дерева лодку длиной 36 см, а Миша - в 4 раза короче. Какой длины лодка у Миши?

2) Гале 18 лет, а сестра моложе её в 3 раза. Сколько лет сестре?

3) Масса нашего бульдога 14 кг, а щенка соседей в 7 раз меньше. Какова масса щенка?

5) В приведенных группах числа записаны по определенному правилу. Установи для каждого столбца своё правило и впиши вместо точек нужные числа:

 

При выполнении этого задания необходимо сказать детям, что правило следует искать не только путем сравнения чисел по строкам, но и сравнения их по столбцам, как, например, в пункте б)

6. Раздели числа на две группы: 15, 24, 25, 28, 30 ,32, 35, 36 ,40.

При выполнении этого задания очень важно обратить внимание детей на то, что признак разделения заданных чисел на группы не задании им предстоит определить его самим. Числа могут быть разделены на группу по разным признакам: в одну группу записать четные числа, в другую - нечетные, в одну группу записать двузначные числа, оканчивающиеся цифрой 5 и нулем, т.е. числа, которые делятся на 5, в другую - числа, неоканчивабщиеся цифрой 5 и нулем, которые не делятся на 5.

При этом важно сказать детям, что необходимо следить за тем, чтобы все числа были распределены по группам и не случилось так, что одно и тоже число попало в обе группы.

7. Сколько сумм можно составить, если первое слагаемое брать из чисел верхней строки таблицы, а второе - из чисел правого столбика?

60

59

58

57

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

30

 

 

 

 

40

На сколько сумм будет составлено меньше, если убрать из таблицы слагаемое 60?

8. Вставь недостающую фигуру (рисунок 8)

9.Нарисуй четвертую фигуру (рисунок 9)

Большое место отводится задачам на построение цепочки логических рассуждений с последующими выводами, на логический перебор возможных вариантов.

10. Четыре девочки из детского сада Аня, Варя, Галя, Даша играли с мячами (рис.10)

Подпиши, каким из мячей играла каждая девочка, если мяч Вари не самый маленький, но меньше, чем у Ани и Даши, а мяч у Ани не меньше, чем мяч у Даши.

11. Когда Алла, Катя и Люда спросили, какие отметки они получили за контрольную по математике, то учитель ответил: «Попробуйте догадаться сами, а я вам скажу, что в классе двоек нет у вас троих три разные отметки, причем у Аллы - не «3», у Люды - не «3» и не «5». Напиши, какую отметку получила каждая из трех учениц.

13. Используя только цифры 1,2,3,4,5,6,7, напиши четыре двузначных числа, чтобы они в сумме составили число 100. Найди несколько способов.

Эти задания способствуют с одной стороны, развитию познавательных способностей детей, расширению математического кругозора, а, с другой, помогают глубже и прочнее овладеть программными знаниями, что создает условия для успешного продолжения математического образования в средней школе.

На заключительном этапе был проведен контрольный эксперимент, целью которого было диагностирование познавательных способностей детей и определение эффективности формирующего эксперимента. В ходе эксперимента были использованы методики констатирующего эксперимента. Результаты контрольного эксперимента отражены в таблице № 2.

Проделанная работа по развитию познавательных способностей младших школьников дала положительный результат: рост количества детей имеющих средний уровень развития познавательных способностей.

Таблица №2 Итоговый уровень развития познавательных способностей учащихся экспериментальной группы (4 класс)

 

 

Ф.И. учащегося экспериментальной группы

Восприятие

Наблюдательность

Зрительная память

Внимание

Логическое мышление

Воображение

Сумма

Уровень развития познавательных способностей

1. Белова Кристина

10

10

10

10

10

4

54

высокий

2. Белова Мария

10

2

8

7

8

2

37

средний

3. Борисов Павел

7

1

7

6

7

1

29

средний

4. Бугрова Соня

10

6

10

9

10

4

49

высокий

5. Ермаков Вадим

10

9

10

8

9

3

49

высокий

6. Журавович Дмитрий

9

1

9

8

8

2

37

средний

7. Кузнецова Елена

9

5

8

7

8

2

37

средний

8. Куликова Анастасия

10

6

8

8

10

3

45

высокий

9. Ларина Алина

10

5

9

8

10

5

47

высокий

10. Малышева Анастасия

10

6

8

9

10

3

46

высокий

11. Петросян Петр

9

3

8

7

10

2

39

средний

12. Семенова Виктория

7

5

8

8

5

3

36

средний

13. Синицын Илья

10

3

10

9

10

3

45

высокий

14. Спирина Елизавета

10

6

10

10

10

2

48

высокий

15. Терехова Мария

9

4

10

9

5

2

39

средний

16. Ткачева Елизавета

8

5

10

9

9

2

41

высокий

17. Филиппов Андрей

10

9

10

10

10

3

52

высокий

18. Ханов Александр

10

5

6

10

7

7

35

средний

19. Шалунов Виталий

10

2

8

10

5

2

37

средний

20. Шимотюк Анастасия

10

6

9

10

10

6

51

высокий

Сумма (контрольный эксперимент)

188

99

176

172

171

61

867

 

Сумма (констатирующий эксперимент)

166

175

138

133

149

48

809

 

Результаты контрольного эксперимента показали, что наблюдается положительная динамика в развитии таких компонентов познавательных способностей как восприятие, зрительная память, внимание, логическое мышление, воображение. Суммарное значение уровня развития познавательных способностей в целом по группе также повысилось (от 809 до 867).

Самый низкий уровень развития познавательных способностей по-прежнему наблюдается у Борисова П., по сравнению с другими детьми. Но его показатели, как и показатели Журавовича Д., соответствуют уже не низкому (как в констатирующем эксперименте), а среднему уровню развития. Самый высокий показатель по-прежнему у Беловой К., но показатели у Шимотюк А. и Филиппова А. значительно приблизились к показателю лидера.

В целом, таблица 2 позволяет констатировать, что в экспериментальной группе на контрольном этапе эксперимента 45% детей имеют средний уровень развития познавательных способностей и 55% - высокий уровень развития познавательных способностей. Эти результаты и представим в следующей диаграмме.

Сравнивая результаты контрольного и констатирующего экспериментов, можно отметить, сто составленный нами комплекс дидактических игр и игровых заданий оказал положительное влияние на развитие познавательных способностей учащихся экспериментальной группы. Наши наблюдения показали, что у учащихся возрос интерес к урокам математики и математической деятельности. Это связано с тем, что дидактические игры направлены на решение комплекса дидактических задач: образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных. Они являются не только средством мотивации деятельности детей, но и позволяют организовать систематическое повторение и закрепление математических знаний и умений.

В своём педагогическом исследовании мы показали, что роль математических дидактических игр при развитии познавательных способностей младших школьников действительно велика.

Обучающая игра соответствует возрастным особенностям учащихся, активизирует мыслительную деятельность детей, является одним из средств формирования психологических образований младших школьников.

Проделанная работа позволяет выделить ряд рекомендаций:

  1. Необходимо использовать дидактические игры на разных этапах урока математики при изучении материла различного математического характера.
  2. Использовать дидактические игры в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, низким интересом к предмету для которых математика кажется скучной наукой.
  3. Для развития воображения лучше использовать дидактические игры творческого характера на уроках математики, труда, изобразительного искусства.
  4. Учителю необходимо творчески относится к процессу обучения математике, уметь включаться в игру.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении, развитии, коррекции и воспитании школьников. Дидактическая игра может использоваться как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Литература:

  1. Белошистая А. В.Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учебное пособие для вузов / А. В. Белошистая. - Москва: ВЛАДОС, 2007. - 456 с.
  2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления // Дошкольное воспитание. - 1985, №2 - С. 13-14
  3. Зайцева С. А., Румянцева И.Б., Целищева И.И.Методика обучения математике в начальной школе / С. А. Зайцева, И. Б. Румянцева, И. И. Целищева. - Москва: ВЛАДОС, 2008. - 192 с.
  4. Захарова С.И. Математику учим в игре//Начальная школа. 1999, №2, С.40
  5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя. - М.: просвещение, 1990.- 96 с.
  6. Логические игры и задачи на уроках математики: Попул. пособие для родителей и педагогов. / А.Л. Тонких, Т.П. Кравцова и др. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
  7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, Учеб. Литература, 1996.
  8. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - С. 240.
  9. Целищева И. И. и др. Развитие операций мышления детей младшего школьного возраста при решении эвристических задач: методические рекомендации / И. И. Целищева, И. А. Валеева. - Шуя: Весть ГОУ ВПО "ШГПУ", 2005. - 44 с.
  10. Чилинжирова, Кирилова, Спиридонова, Стефанова. Играя, учимся математике: Пособие для учителя. / Пер. с болгарского Ф.М. Калинко. - М.: Просвещение, 1993.
  11.  Эльконин Д.Б. Психология игры - 2-изд. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - 360с.

Приложение 1

Методика диагностики развития восприятия

Задача: диагностика восприятия

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Картинки к методике «Сколько предметов спрятаны в рисунках?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл - за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний

2-3 балла - низкий

0-1 балл - очень низкий.

Методика диагностики степени развития наблюдательности.

Задача: диагностика наблюдательности

Необходимо приготовить две одинаковые картинки, на которой заранее предусмотрены 10 отличий.

При работе с классом эти картины раздаются каждому ребенку на 1- 2 минуты, дети должны отметить (обвести) найденные различия.

Обработка результатов:

Подсчитываем количество правильно отмеченных различий, из них вычитываются указанные ошибочные различия. Чем результат ближе к 10, тем выше уровень наблюдательности.

«Узнавание фигур»

Задача: исследовать зрительную память младшего школьника.

Ход выполнения задания:

Экспериментатор использует наглядный материал, подготовленный для данной методики, и в течение 10секунд показывает испытуемому (рис.1) рисунок с установкой запомнить предъявленные фигуры (рис. 2 даны девять различных фигур). Затем испытуемому немедленно предъявляют рис. 2, где виденные им 9 фигур, разбросаны среди других двадцати пяти. На рис. 2 испытуемый должен найти те фигуры, которые он видел в первом случае.

Оценка результатов:

10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Приложение 2

«Прогрессивные матрицы Равена»

Задача: исследовать логическое мышление младшего школьника

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл.

Тест Поля Торренса «Весёлые картинки» Приложение 3

Задача: диагностика творческого воображения

Детям предлагается дорисовать отдельные элементы до картинки.

Оценка результатов:

0 тип - ребенок дорисовывает элемент до простейшей фигуры, создает простейший предмет, не внося конструктивных решений;

1 тип - дорисовывает элемент до предмета, не усложняя рисунок;

2 тип - элемент является составной частью сложного рисунка;

3 тип - элемент становится составной частью целой композиции.

Задача: диагностика внимания.

Ученик получает рисунок с изображением линий; ему предлагается проследить взглядом, где заканчивается та, или иная линия, и назвать соответствующий порядковый номер с правой стороны рисунка. Продолжительность выполнения задания 5 минут.

Анализ выполнения:

Подсчитать количество правильно прослеженных линий. 10 и более правильных ответов свидетельствует о высокой степени устойчивости внимания, от 5 до 10 правильных ответов - средняя степень, ниже 5 - низкая степень устойчивости внимания.

1-6

2-9

3-2

4-8

5-7

6-1

7-10

8-3

9-5

10-4

Приложение 4

 

№ 1. «Лучший космонавт». Дидактическая цель: формирование навыков сложения и вычитания четырёх.

Содержание игры: учитель на доске рисует 10 ракет с номерами от 1 до 10. Вызывается сразу 11 учеников. Вокруг стола, где разложены карточки с примерами, дети идут взявшись за руки, и декламируют:

«Ждут нас быстрые раке

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет.»

Как только сказано последнее слово, учитель выдаёт каждому ученику карточки с примерами, шифрующими номер ракеты, на которой полетит космонавт. Дети решают примеры, определяя номер своей ракеты, и пишут пример под соответствующим номером ракеты.

№ 2. «Математическая эстафета».

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложения к учебнику математики для 1 класса.

Содержание игры: учитель делит класс на три команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенное число, третий - его состав, четвёртый - показывает число на карточках. Аналогичные упражнения выполняют ученики из второй и третьей команд. Победит та команда, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее число ошибок.

№ 3. «Определи курс движения самолёта».

Дидактическая цель: закрепление приёмов сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Средство обучения: рисунки самолётов.

Содержание игры: учитель вызывает к доске 3-х учеников (лётчиков) из каждого ряда команды. Они ведут свои самолёты по намеченному пути, зашифрованному примерами, к которым даются 3 ответа, один из них - правильный, другие неверные. Лётчики должны определить маршрут: показать стрелкой правильный путь, решая примеры снизу вверх.

7 15 13

 

14 12 13

 

10 11 12

9+4

 

8+4

 

7+4

12 15 1

 

14 15 13

 

16 14 15

8+7

 

7+7

 

9+7

15 14 17

 

14 13 18

 

13 11 12

9+6

 

7+6

 

6+6

20 18 14

 

17 19 14

 

14 13 15

8+6

 

9+5

 

8+5

Каждая команда помогает своему командиру правильно выбрать путь движения самолёта, если командир ошибается. В конце игры командирами называются те ученики, которые сумели правильно провести самолёт по намеченному курсу.

№ 4. «Весёлые задачи».

1. Три кошки купили сапожки

По паре на каждую кошку.

Сколько у кошек ножек

И сколько у них сапожек?

2. Лебеди у нас в пруду

Я поближе подойду

9 чёрных, белых 5,

Кто успел их сосчитать?

Говорите побыстрей сколько пар лебедей?

3. 2 весёлые мартышки

Покупать ходили книжки.

И купили книг по пять,

Чтобы было что читать.

Только глупые мартышки

Сосчитать не могут книжки.

Ты мартышкам помоги,

Сколько книг у них скажи.

 

4. Белочка грибы сушила,

Только посчитать забыла.

Белых было 25,

Да ещё маслёнок 5,

7 груздей и 2 лисички,

Очень рыженьких сестрички,

У кого ответ готов?

Сколько было всех грибов?

 

№ 5. «Игра с мячом».

В игре дети тренируются в трёх реакциях на любую учительскую реплику: согласен, не согласен, не знаю (не уверен). Играть можно за партами. Учитель кидает ребёнку мяч произносит что-то о себе. Ребёнок возвращает и говорит: «И я тоже». Но учитель может сказать не только: «я люблю мороженое», но и «Мне 30 лет». Не надо заранее предупреждать детей, что с учителем не всегда надо соглашаться, пусть попавшемуся в подражательную ловушку будет самому смешно. Но ещё через 4-5 фраз (и я тоже) и не согласен (я по-другому), добавляются фразы, заведомо непонятные детям - со вставленными в них иностранными словами «Вот я сейчас выпил poison!» или «В воскресенье я пойду обязательно в forest!». Если ребёнок говорит «и я тоже», учитель его спрашивает: «Что ты сейчас выпил? Куда ты пойдёшь?». Такая игра позволяет ребёнку задумываться над смыслом задаваемого вопроса, и исходя из него уже отвечать.

Дети делают лишь то, о чём их просит учитель. Если учитель не прибавляет слов «я прошу вас» к заданию, то его выполнять не следует - это ловушка. Дети быстро поднимают оговорённый знак, - лучшие помощники класса помогают менее внимательным детям не попасть в ловушку. В игру можно вводить лишь смешные ловушки, типа: «Я прошу вас повернуться ко мне спиной (или закрыть глаза). А теперь, я прошу вас, делайте как я (какой-то забавный жест)... «А как вы увидели, что я делаю? Вы же стояли ко мне спиной?!»....

№ 6. «Умный магнитофон».

- «Сегодня я пришла в школу пораньше и сказала Петрушке: «Давай поиграем. Я буду рассказывать тебе историю, а ты дели мою речь на предложения - после каждого предложения хлопай». Петрушка обрадовался и согласился играть. Сейчас я повторю эту историю и покажу, где Петрушка хлопал. Вы слушайте и скажите, правильно ли он делил речь на предложения. «Петрушка (хлопок) учится в первом классе. Он очень (хлопок) маленький. Он умеет (хлопок) читать, писать и считать. Все первоклассники (хлопок) помогают Петрушке учиться».

- Умеет Петрушка делить речь на предложения?

Дети: Не умеет!

- И я так думаю. А вы умеете? Давайте покажем Петрушке, как вы умеете это делать. Сейчас мы сыграем с вами в «Умный магнитофон». Вы все будете магнитофоном. Каждый ряд кусочек магнитофонной ленты. На каждый кусочек запишем предложение. Вы-первый-запишите (т.е. запомните) первое предложение. Вы - второй ряд- второе... Записывать будем так: Я рассказываю историю, как только кончилось первое предложение, вы все хлопаете в ладоши. А первый ряд запомнит это предложение. Я рассказываю дальше. Второй ряд запоминает второе предложение. Все хлопают, и так далее. А потом я скажу: «Включаю магнитофон», - и каждый по очереди повторит своё предложение. И все будут хлопать в ладоши после каждого предложения. Получится мой рассказ с правильными хлопками. Вот Петрушка удивится. Заканчивая игру, обращаю внимание на то, чему они научились:

- Какие вы молодцы, ребята! Ведь в начале урока вы даже не знали, что такое предложение. А сейчас научились делить речь на предложения!

№ 7. «Математическая эстафета».

Дидактическая цель: обучение детей преобразованию одних примеров в другие.

Содержание игры: класс разбивается по рядам на три команды. Для каждой команды учитель пишет выражения вида:

10+5 10+9 10+7

Одновременно от каждой команды к доске вызывается по одному ученику. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить соответствующий пример, составить другой пример с этими же числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят всех возможных примеров. Цепочки примеров могут быть, например такими:

5+10=15 9+10=19 7+10=17

15=10+5 19=10+9 17=10+7

15=5+10 19=9+10 17=7+10

15-10=5 19-10=9 17-10=7

15-5=10 19-9=10 17-7=10

Побеждает та команда, которая раньше других правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав чисел. В конце игры по одной цепочке примеров дети воспроизводят название компонентов сложения, переместительное свойство сложения, название компонентов вычитания.

«Составим поезд».

Дидактическая цель: ознакомление детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего.

Содержание игры: учитель вызывает поочерёдно учеников к доске. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик, говорит: «Я - первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: «Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример: «Два да один - это три»... Потом вагоны (ученики) отцепляются по - одному, а класс составляет примеры вида: «Три без одного - два. Два без одного - один».

«Цифровая акробатика».

Дидактическая цель: формирование вычислительных навыков.

Средства обучения: набор цифр на карточках.

Содержание игры: учитель вставляет карточки с цифрами в наборное полотно и сообщает детям правила игры. Ученики поочерёдно выходят к магнитной доске и располагают одну карточку с цифрой над другой, строя пирамиду цифр таким образом, чтобы сумма чисел была равна 20. Походу её составления все ученики класса по знаку учителя хором называют каждый раз сумму полученной пирамиды цифр. Последний ученик дополняет полученную сумму до 20. После коллективной работы каждый ученик составляет свою пирамиду цифр с ответом до 20. Здесь возможны варианты набора чисел, при сложении которых получается число 20. Эти варианты пирамид учитель проверяет у трёх - четырёх учеников. У большинства учащихся они совпадают.

Чтобы помочь детям в освоении основных вопросов программного материала 2-го класса: нумерация чисел в пределах до 100, сложение и вычитание, табличное умножение на 2 и 3 и соответствующие случаи деления, дидактические игры используются главным образом на этапе первичного закрепления и повторения. При первичном закреплении игру целесообразно проводить со всем классом, при организации самостоятельной работы можно использовать игровые карточки. Они особенно необходимы для работы со слабыми учащимися, у которых не развит интерес к математике.

Просмотров работы: 185