Ключевые слова: китайский язык, иероглифика, система обучения.
В последнее время в обществе значительно возрос интерес к изучению китайского языка. В настоящее время в России китайский язык изучают во многих школах и почти во всех вузах. Такой рост общественной потребности в обучении китайскому языку предопределяет необходимость теоретических исследований и практических разработок по методике преподавания китайского языка.
В отличие от европейских языков, в которых насчитывается несколько десятков букв в алфавите, в китайском языке используется чрезвычайно сложная система письменности - иероглифика, и количество иероглифов насчитывает десятки тысяч. В связи с этим усложняется изучение китайского языка, но в первую очередь это основная задача в методике преподавания данного языка. Таким образом, методика является объектом данного исследования. А предметом служит система обучения китайской письменности. Выбор методики и способа изучения очень важен для любого языка, а для китайского языка, ввиду непривычной для европейцев фонетики и письменности, особенно. Именно это определяет актуальность выбранной темы, а целью данной научной статьи является описание системы обучения китайской иероглифике в средней школе.
Овладение китайской письменностью с точки зрения методических целей в принципе не отличаются от овладения письменностью любого другого языка: у обучаемого должны быть сформированы начертательные (моторные, графические) навыки, лексические навыки и умения письменной речи и зрительного восприятия информации (чтения). Более того, в самом общем виде и сущность самого процесса овладения этой письменностью не очень отличается от иных систем письма. Так, в языках с буквенной системой учащийся сначала овладевает набором графических элементов - букв, а потом - навыками их комбинирования в слова. В китайском языке имеется почти то же самое: учащийся сначала овладевает набором графических элементов - черт и графем, а затем комбинирует их, составляя иероглифы. Таким образом, на начальном этапе необходимо сформировать у учащихся понятие ключа - минимального графического компонента, обладающего семантической значимостью, поскольку ключи являются мотиваторами смысловых значений и основой для классификации иероглифов. На среднем этапе завершается обучение всем ключам. Для наиболее эффективного усвоения иероглифического материала продолжается использование принципа семантизации иероглифа, т.е. обращение к истории возникновения иероглифа: от простого рисунка (цзягувэнь) к современной графической форме.
Дальнейшее обучение иероглифике основывается на знании учащимися ключей, их типов (семантический и фонетический), что способствует, с одной стороны, более легкому запоминанию иероглифов, соотнесения графического образа со значением. С другой стороны, обеспечивает успешную и продуктивную работу с одноязычными и двуязычными словарями, способствует развитию навыка прогнозирования семантики и чтения иероглифа. На данном этапе учащиеся должны совершенствовать умения составлять и анализировать структуру иероглифа, умения определять ключ иероглифа, а также овладевать правописанием усвоенных слов.
Далее продолжается работа по закреплению восприятия учащимися иероглифа как графического знака, обладающего семантикой, выражающего понятие, а также имеющего произношение - тонированный слог. В этот период обучения учащиеся должны уметь составлять письменные сообщения коммуникативной направленности разного объема и содержания в рамках изученных тем.
На среднем и старшем этапах обучения навыки устной речи и письма формируются в тесной взаимосвязи друг с другом. В этот период (5-7 классы) заканчивается процесс формирования базовых произносительных навыков, затем происходит совершенствование и поддержание произносительных навыков (8-11 классы). На данном этапе формируются навыки письменной речи: изложение, сочинение, реферирование, аннотирование и т.п.
Итак, обучение китайскому языку должно быть системным и включать все аспекты языка в тесной взаимосвязи. Обучение китайскому языку в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Также нужно учитывать психологические и индивидуальные особенности школьников в соответствии с их возрастом. В основной школе большое значение имеют принципы обучения, усиливается значимость использования проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку. Всё это позволяет расширить связи китайского языка с другими учебными предметами и добиться хороших результатов.
Список литературы