ОБУЧЕНИЕ ИЕРОГЛИФИКЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ОБУЧЕНИЕ ИЕРОГЛИФИКЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная научная статья посвящена проблеме преподавания иероглифике китайского языка в школе. В ней описана наиболее эффективная, по мнению автора, система обучения китайской письменности.  

Ключевые слова: китайский язык, иероглифика, система обучения.

В последнее время в обществе значительно возрос интерес к изучению китайского языка. В настоящее время в России китайский язык изучают во многих школах и почти во всех вузах. Такой рост общественной потребности в обучении китайскому языку предопределяет необходимость теоретических исследований и практических разработок по методике преподавания китайского языка. 

В отличие от европейских языков, в которых насчитывается несколько десятков букв в алфавите, в китайском языке используется чрезвычайно сложная система письменности - иероглифика, и количество иероглифов насчитывает десятки тысяч. В связи с этим усложняется изучение китайского языка, но в первую очередь это основная задача в методике преподавания данного языка. Таким образом, методика является объектом данного исследования.  А предметом служит система обучения китайской письменности. Выбор методики и способа изучения очень важен для любого языка, а для китайского языка,  ввиду  непривычной для европейцев фонетики и письменности, особенно. Именно это определяет актуальность выбранной темы, а целью данной научной статьи является описание системы обучения китайской иероглифике в средней школе.

Овладение китайской письменностью с точки зрения методических целей в принципе не отличаются от овладения письменностью любого другого языка: у обучаемого должны быть сформированы начертательные (моторные, графические) навыки, лексические навыки и умения письменной речи и зрительного восприятия информации (чтения). Более того, в самом общем виде и сущность самого процесса овладения этой письменностью не очень отличается от иных систем письма. Так, в языках с буквенной системой учащийся сначала овладевает набором графических элементов - букв, а потом - навыками их комбинирования в слова. В китайском языке имеется почти то же самое: учащийся сначала овладевает набором графических элементов - черт и графем, а затем комбинирует их, составляя иероглифы. Таким образом, на начальном этапе необходимо сформировать у учащихся понятие ключа - минимального графического  компонента, обладающего семантической значимостью, поскольку ключи являются мотиваторами смысловых значений и основой для классификации иероглифов. На среднем этапе завершается обучение всем ключам. Для наиболее эффективного усвоения иероглифического материала продолжается использование принципа семантизации иероглифа, т.е. обращение к истории возникновения иероглифа: от простого рисунка (цзягувэнь) к современной графической форме.

Дальнейшее обучение иероглифике основывается на знании учащимися ключей, их типов (семантический и фонетический), что способствует, с одной стороны, более легкому запоминанию иероглифов, соотнесения графического образа со значением. С другой стороны, обеспечивает успешную и продуктивную работу с одноязычными и двуязычными словарями, способствует развитию навыка прогнозирования семантики и чтения иероглифа. На данном этапе учащиеся должны совершенствовать умения составлять и анализировать структуру иероглифа, умения определять ключ иероглифа, а также овладевать правописанием усвоенных слов.

 Далее продолжается работа по закреплению восприятия учащимися иероглифа как графического знака, обладающего семантикой, выражающего понятие, а также имеющего произношение - тонированный слог. В этот период обучения учащиеся должны уметь составлять письменные сообщения коммуникативной направленности разного объема и содержания в рамках изученных тем.

На среднем и старшем этапах обучения навыки устной речи и письма формируются в тесной взаимосвязи друг с другом. В этот период (5-7 классы) заканчивается процесс формирования базовых произносительных навыков, затем происходит совершенствование и поддержание произносительных навыков (8-11 классы). На данном этапе формируются навыки письменной речи: изложение, сочинение, реферирование, аннотирование и т.п.

Итак, обучение китайскому языку должно быть системным и включать все аспекты языка в тесной взаимосвязи. Обучение китайскому языку в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. Также нужно учитывать психологические и индивидуальные особенности школьников в соответствии с их возрастом. В основной школе большое значение имеют принципы обучения, усиливается значимость использования проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку. Всё это позволяет расширить связи китайского языка с другими учебными предметами и добиться хороших результатов.

Список литературы

  1. Демина, Н. А. Методика преподавания практического китайского языка [Текст] : учеб. пособие  / Н. А. Демина. - М. : Тривола, 1997. - 76 с. - ISBN 567-7-38567-258-2.
  2. Кочергин, И. В. Очерки методики обучения китайскому языку [Текст] : учебник для вузов / И. В. Кочергин. - М. : Муравей, 2000. - 152 с. - ISBN 3-556-56574-746-4.
  3. Мартынова, М. Ю. Мир традиций и межкультурное общение: в помощь школьному учителю [Текст] : учеб пособие / М. Ю. Мартынова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Изд-во РУДН, 2004. - 345 с. - ISBN 7-456-75311-6.
  4. Ступников, В. М. Учителю о развитии познавательных интересов учащихся средствами китайского языка [Текст] : учеб.-метод. пособие / В. М. Ступников, О. А. Тимофеев. - Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2001. - 78с. - ISBN 3-567-11455-8. 
  5. Теория и практика преподавания китайского языка [Текст] : материалы межвузовских семинаров, 2009-2010гг., Новосибирск  / под ред. Ю. А. Азаренко. - Новосибирск : НГУ, 2011. - 78с. - ISBN 4-36751-567-4.
Просмотров работы: 181