Современное общество характеризуется переоценкой семейных ценностей, утратой традиционных устоев семьи, появлением ее альтернативных форм и перестройкой семейных взаимоотношений. Что отчасти приводит к нежеланию вступать в брак и большому количеству разводов. Так как семья является первоосновой общества для ребенка, где им воспринимается и берётся за основу образ семейной жизни, то для того, чтобы ребенок в дальнейшем создал крепкую семью, необходимо прививать систему семейных ценностей. Одним из путей приобщения к позитивным установкам на семью и брак, базовыми из которых являются любовь, рождение и воспитание детей, доверительное общение в семье [2]? является возрождение старых и создание новых традиций. Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их. Под семейной традицией понимается «духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи [1]».
Приобщение ребенка к традициям начинается с момента его рождения, что позволяет ему в дальнейшем развить его творческий потенциал, нравственность, перенять опыт семейных и социальных отношений от предыдущих поколений. Одной из сильных сторон традиций является то, что прививаются они в естественных условиях, неосознанно. К подростковому возрасту, ребенок уже усваивает основные традиции своего народа и семьи. Хорошее их знание и соблюдение, при всем видимом негативизме, характерным для подросткового возраста, помогает почувствовать свою принадлежность к семье, дает возможность гордиться ей. Тем самым сближает ребенка с семьей, позволяя легче пережить кризис подросткового возраста.
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе школы № 39 Вахитовского района г. Казани. В эксперименте принимали участие 30 учеников 12-13 лет. Им было предложено заполнить опросник «Семейные традиции» и «Опросник терминальных ценностей»( Сенин И.Г).
На констатирующем этапе были получены следующие результаты:
- 57 % опрошенных не разграничивают понятия «традиция» и «семейная традиция» и сводят их к празднованию дней рождений, национальных или религиозных праздников. Этот факт вполне может говорить о неправильном понимании данных понятий или о малом наборе уникальных ритуалов и традиций в семьях подростков. Самыми распространенными традициями в семьях опрошенных являются ритуалы приветствия, семейные трапезы, сбор и хранение семейных альбомов и реликвий. Ученики подчеркивают регулярный и коллективный характер семейных традиций, как «привычек, передающихся из поколения в поколение». Но при этом не осознают, что многие из их повседневных действий тоже являются традициями.
- 63% опрошенных считают необходимым соблюдение традиций в их будущей семье.
- 77% считают, что в их родительских семьях уделяется недостаточное внимание традициям и существует необходимость введения новых и возрождение старых традиций.
- Результаты «Опросника терминальных ценностей» показали заинтересованность ниже среднего семейной сферой жизни, уступая место коммуникативной, учебной и профессиональной сфере.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в семьях опрошенных не достаточное внимание уделяется соблюдению семейных традиций, что может служить одним из факторов снижения уровня семейных ценностей, к недовольству атмосферой, царящей в семье. Причиной этому могут послужить недооценкой значимости традиций, нездоровая форма семейных отношений или высокая занятость родителей.
При разработке модели педагогической работы, направленную на развитие представлений о семейных традициях, необходимо прибегать к работе, как с детьми, так и с их родителями. Наиболее предпочтительные формы работы: беседы, проблемные ситуации, лекции, личный пример, совместная разработка и участие в семейных мероприятиях, проектная форма работы и т.д. Дальнейшее исследование предполагает рассмотрение влияния применения проектной формы работы на уровень представлений подростков о семейных традициях.
Список использованной литературы:
- Торопыгина М.В. «Влияние демографической ситуации в России на институт семьи» - Вестник Университета Российской академии образования. - 2009. - № 5. С. 114-117
- Царахова-Салбиева З.У. Роль семьи, традиций и обычаев в формировании семейных ценностей подрастающего поколения. -Высшее образование сегодня. - 2010. - № 2. - С. 54-57.